|
Боттичелли Сандро
БОТТИЧЕЛЛИ (Botticelli) Сандро (собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) (около 1445, Флоренция – похоронен 17.5.1510, там же), итальянский живописец и рисовальщик эпохи Раннего Возрождения. Учился у Фра Филиппо Липпи (1465–1467), испытал его влияние, также А. дель Поллайоло; возможно, посещал мастерскую А. дель Верроккьо (1467–1468). С 1470-х годов работал во Флоренции при дворе Лоренцо Медичи; принадлежал к флорентийской школе. Ранним произведениям Боттичелли свойственны ясное построение пространства, чёткая светотеневая моделировка формы, элегическая интонация («Св. Себастьян», около 1473–1474, Государственные музеи, Берлин). Первая из дошедших до нас многофигурных композиций Боттичелли – «Поклонение волхвов» (1475–1478, галерея Уффици, Флоренция) – отмечена строгим композиционным равновесием, продуманностью красочной гаммы; она включает портреты членов семьи Медичи и предполагаемый автопортрет художника. Наряду с Антонелло да Мессиной и Джованни Беллини Боттичелли становится одним из лучших портретистов итальянского кватроченто; его станковые портреты отмечены остротой характеристики, поисками тонких нюансов внутреннего состояния модели: «Человек с медалью» (около 1473–1474, Уффици), портрет Джулиано Медичи (около 1478, Национальная галерея, Вашингтон, и другие музеи), женские портреты.
Сблизившись с кругом флорентийских гуманистов, Боттичелли с конца 1470-х годов обращается к античной мифологии; в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утончённости, чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и одновременно поэтической одухотворённостью. По заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи Боттичелли создаёт свои самые известные картины: «Весна» (1477–1478) с её сложной аллегорической программой, вдохновлённой, вероятно, поэзией А. Полициано; «Паллада и кентавр» (около 1483, обе – Уффици, Флоренция), «Венера и Марс» (около 1485, Национальная галерея, Лондон), «Рождение Венеры» (около 1484–85, Уффици); образ Венеры у Боттичелли трактован в духе флорентийского неоплатонизма. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, бестелесность холодных, прозрачных или эмалево-насыщенных красок сообщают его композициям оттенок изысканной декоративности, создают атмосферу мечтательности и светлой грусти.
В выполненных Боттичелли в 1481–1482 трёх настенных фресках в Сикстинской капелле в Ватикане («Искушение Христа», «Юность Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона») величественная гармония пейзажа и архитектуры сочетается с преувеличенной эмоциональностью движений и жестов. По возвращении во Флоренцию Боттичелли создаёт ряд религиозных картин («Мадонна дель Магнификат», около 1485, «Мадонна с гранатом», 1487, обе в форме тондо; Уффици). В рисунках к «Божественной комедии» Данте (около 1492–1497, Государственные музеи, Берлин, и Ватиканская библиотека) Боттичелли отказывается от штриховки и светотеневой разработки формы и ограничивается чистой линией, посредством которой создаёт экспрессивные образы, часто повторяя фигуры беседующих Данте и Беатриче, заключённые в круг.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, порывает с кружком Медичи и отказывается от античных сюжетов. В его искусстве появляются ноты драматизма и религиозной экзальтации, резкость движений, изломанность линий, напряжённая интенсивность цвета («Алтарь Сан-Барнаба», около 1490, Уффици). В некоторых работах (два варианта «Оплакивания» – около 1492, Старая пинакотека, Мюнхен, и около 1495, Музей Польди-Пеццоли, Милан) обнаруживается влияние нидерландской живописи (Рогира ван дер Вейдена). Зашифрованные аллегорические композиции «Клевета» (по описанию Лукианом несохранившейся картины древнегреческого живописца Апеллеса; около 1495, Уффици) и «Покинутая» (около 1495, галерея Паллавичини, Рим) уже свидетельствуют о глубоком внутреннем кризисе художника. Поздняя картина Боттичелли «Мистическое Рождество» (около 1501, Национальная галерея, Лондон) проникнута глубоким религиозным чувством и посвящена памяти казнённого Савонаролы. Столь же намеренно архаичен «готизирующий» стиль цикла его картин «Чудеса св. Зиновия» (1500–1505, Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Национальная галерея, Лондон). В «Мистическом Распятии» (Художественный музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс) Боттичелли помещает сцену на фоне Флоренции, охваченной страшной бурей. В последние годы жизни мастер практически перестал работать.
Одинокий интерпретатор идей флорентийского неоплатонизма, Боттичелли не имел последователей и надолго был забыт. Интерес к его творчеству возродился в конце 19 века в среде прерафаэлитов и английских художников эпохи модерна.
Литература: Боттичелли. Сб. материалов о творчестве. М., 1962; Смирнова И. А. Боттичелли. М., 1967; Кустодиева Т. С. Боттичелли. М., 1977; Дунаев Г. С. С. Боттичелли. М., 1977; Lightbown R. W. S. Botticelli: life and work. L., 1989; Caneva C. Botticelli: Catalogo complete dei dipinti. Firenza, 1990; Togner M. S. Botticelli. Brno, 1994.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.4 - 766 с., ил.
Боттичелли Сандро (БСЭ)
Статья. По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 3. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970. Главный редактор А. М. Прохоров.
Художники по годам рождения: 1401-1500;
Художники по странам: итальянские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|