Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Босх Иероним (Хиеронимус)

Босх Иероним (Хиеронимус)БОСХ (Bosch) Иероним (Хиеронимус) (собственно Иероним ван Акен, van Aeken) (около 1450, Хертогенбос – до 9.8.1516, там же), нидерландский живописец. Обучался в семье (его отец, два дяди и брат были живописцами); предки его были выходцами из города Ахен. Работал в родном городе (’s Hertogenbosch; отсюда прозвище художника).

Босх не датировал своих произведений; их хронологию выстраивают на основании стилистического анализа. К раннему периоду (примерно 1475–1480-е годы) относят «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе – Прадо, Мадрид), своего рода морализирующие притчи о смысле жизни. Иронически-жанровое изображение знахарской операции (удаление «камня глупости» из головы деревенского простака) символизирует, скорее всего, магико-мистическое, алхимическое преобразование человеческой природы. Здесь впервые у Босха появляется написанный с необычайной живописной свежестью далёкий панорамный пейзаж. Картина «Семь смертных грехов» изначально, как полагают, представляла собой крышку стола; в сложной композиции контрастно сведены великое и малое, сатирические сценки в семи секторах центрального круга обрамляют изображение Христа (помещённое как бы в зрачок всевидящего ока) и включены, таким образом, в космически-всеохватную систему (Смерть, Страшный суд, Ад, Рай).

К зрелому периоду творчества (1485–1510 либо 1490–1500) принадлежит алтарный образ «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (Госдарственные музеи, Берлин); картина словно передаёт тона звучащего Божественного слова, чему способствует редкий по красоте пейзаж с морским заливом. Однако здесь, среди умиротворённой природы, уже появляется характерный для Босха мотив фантасмагорического чудовища – полуптица-полунасекомое с человеческой головой, напоминающее тех многочисленных монстров, которые заполоняют его знаменитые картины зрелого периода. В основном это монументальные алтарные триптихи: «Страшный Суд» (Галерея Академии художеств, Вена), «Искушение св. Антония» (Национальный музей старинного искусства, Лиссабон), «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» (оба – Прадо). Наряду с традиционными религиозными сюжетами на створках, в главных частях триптихов появляются фантастически-гротескные образы. Эпизоды, полные красоты и поэзии, соседствуют со сценами насилия, жестокости и порока, а фигуры людей перемежаются с гигантскими растительно-архитектурными формами и образами, искусно составленными из частей животных, растений, минералов и рукотворных предметов. Пессимизмом проникнута картина Босха «Корабль дураков» (около 1494, Лувр, Париж): человеческое сообщество представлено в ней как скопище людей, плывущих неведомо куда по житейскому морю.

Особенно сложен для смысловой интерпретации триптих «Сад земных наслаждений» (около 1504). В его центральной части изображено некое мистическое чистилище плоти и духа, загадочный «Сад Любви», занимающий срединное положение между Раем на левой створке и Адом на правой; красочная пестрота, манерность, свойственные придворным шпалерам, преобразуются благодаря плавному спиралевидному ритму в некое вольное парение духа, с птичьего полёта созерцающего «услады плоти» земной жизни. Живописное мастерство достигает в зрелых работах Босха удивительной силы: краски то нежно вибрируют, то пылают огнём, то сияют мерцающим, зыбким светом.

Картины позднего периода несхожи по своему мироощущению. Наиболее гармоническим по цветовому и композиционному строю является алтарный триптих «Поклонение волхвов» (около 1510, Прадо); ни хитросплетения замысловатой символики, ни отдельные зловещие детали не заслоняют общей благочестивой умиротворённости этого произведения Босха, наиболее близкого творчеству Яна ван Эйка. Сильные цветовые акценты одежд сочетаются с голубовато-зелёными тонами далёкого пейзажа. Созерцательное спокойствие царит и в позднем, значительно меньшем по масштабу «Искушении св. Антония» (Прадо). Очевидно, последней работой Босха является «Несение креста» (1515–1516, Музей изящных искусств, Гент), полное отчаяния и страха перед безумной действительностью. Фигуры Христа и святой Вероники почти теряются среди безобразных масок-лиц окружающей толпы; колорит в отдельных своих акцентах достигает предельной воздушной лёгкости, переливчатыми сполохами надежды оживляя мрачное торжество зла.

Творчество Босха до сих пор является предметом различных истолкований; для его понимания учёные обращаются к фольклору, астрологии и алхимии, эсхатологическим учениям того времени, мотивам средневековых бестиариев и театральных мистерий, даже к психоанализу. Порождённое кризисным временем, когда претерпевала крах вся система средневековых ценностей, возникали новые научные концепции мироздания, загадочное искусство мастера причудливо соединяло «осень Средневековья» с чертами Возрождения. Последние ощутимы и в общем панорамном охвате прекрасного мироздания, и в жизненности народных типажей, и в том центральном положении, которое занимает у Босха пытливая человеческая мысль, для искушения которой и сооружены все эти пугающе-прельстительные лабиринты.

Творческое наследие Босха сыграло важную роль в развитии нидерландской жанровой и пейзажной живописи; оно повлияло на искусство П. Брейгеля Старшего. В наше время Босх часто рассматривают как далёкого предтечу сюрреализма.

Литература: Фомин Г. И. Босх. М., 1974; Bax D. H. Bosch: his picture-writing deciphered. Rotterdam, 1979; Gerlach P. J. Bosch: opstellen over leven en werk. ’s-Gravenhage, 1988; Gibson W. H. Bosch and the vision of Hell in the late Middle Ages. Tokyo, 1990; Тольнаи Ш. де. И. Босх. М., 1992; Бальдас Л. фон. И. Босх. М., 1996; Larsen E. H. Bosch: Catalogo completo. Firenze, 1998; Марийниссен Р. И. Босх. М., 1998.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.4 - 766 с., ил.

Босх Хиеронимус (БСЭ)

Статья. По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 3. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1401-1500;

Художники по странам: нидерландские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru