|
Бёклин Арнольд
БЁКЛИН (Böcklin) Арнольд (19.10.1827, Базель – 16.1.1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия), швейцарский живописец. Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе у И. В. Ширмера (1845–1847), в Женеве у А. Калама (1847). В 1850–1857 (также в 1860–1880-е годы и с 1892) работал в Италии, войдя в кружок «немецких римлян» (А. Фейербах и другие), творивших в русле неоидеализма. Бёклин был дружен с историком Я. Буркхардтом, подобно ему, остро ощущал кризисное состояние современной ему европейской цивилизации.
Постоянным фоном в картинах, а нередко и главерй темой творчества Бёклина был пейзаж, полный историко-мифологических реминисценций («Разрушенный замок», 1847, Государственные музеи, Берлин; варианты картин «Вилла у моря», 1860–1870-е годы, Галерея Шака, Мюнхен). Значительное место в полотнах Бёклина занимали фигуры античных божеств («Пан, пугающий пастуха», 1860, Галерея Шака, Мюнхен; «Одиссей и Калипсо», 1882, и «Игра наяд», 1886, оба – Художественный музей, Базель). Античность у Бёклина предстаёт не идиллической, а стихийно-грозной, как и в созвучной творчеству Бёклина философии Ф. Ницше. Преобразуя влияния позднего романтизма, дюссельдорфской школы и К. Коро, Бёклин обновил поэтику «героического пейзажа», придавая ему тревожную таинственность и превращая его в зримый рубеж потустороннего мира. Так, в его знаменитой картине «Остров мёртвых» (1880–1886, варианты в музеях Базеля, Лейпцига, Берлина и Нью-Йорка) средиземноморский пейзажный мотив преображён в сумрачные «врата аида», куда направляется ладья Харона.
Обращался также к историческим и религиозным мотивам, писал портреты («Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке», 1872, Государственные музеи, Берлин), занимался скульптурой и настенной живописью. В поздних его картинах важную роль исполняют персонифицированные аллегории («Война», 1896–1897, варианты в музеях Дрездена и Цюриха; «Чума», 1898, Художественный музей, Базель). Творчество Бёклина оказало большое влияние на формирование символизма и стиля модерн в Германии, позднее наложило свой отпечаток на метафизическую живопись. Картина Бёклина «Остров мёртвых» вдохновила С. В. Рахманинова на создание одноимённой симфонической поэмы (1909).
Литература: Николаева Н. А. Бёклин. М., 1913; A. Böcklin. (Kat.). Basel, 1977; Andree R. A. Böcklin: die Gemä lde. 2. Aufl. Basel; Mü nсh., 1998; А. Бёклин. М., 2001.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2005. Т.3 - 766 с., ил.
Бёклин Арнольд (БСЭ)
Статья. По материалам: В. М. Петюшенко. Большая Советская энциклопедия. Том 3. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970. Главный редактор А. М. Прохоров.
Художники по годам рождения: 1791-1830;
Художники по странам: швейцарские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|