Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Мартос Иван Петрович

Мартос Иван ПетровичМартос Иван Петрович [1754, Ичня, ныне Черниговской области УССР,– 5(17).4.1835, Петербург], русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербуржской Академии художеств (1764-73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер Академии художеств в Риме (1773-79), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убежденным сторонником классицизма.

Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782; оба мрамор, Третьяковская галерея), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос, идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская галерея; М. П. Собакиной; оба – мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем Майоль уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792; оба – мрамор, Музей городской скульптуры, Ленинград). Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в нее барельефным медальоном-портретом умершего, Мартос все более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора.

Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с начала 1790-х годов сменяется подчеркиванием общественной значи мости монумента, образный строй которого усложняется и порою даже драматизируется.

Произведения Мартоса зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие с начала 1800-х годов определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград; Павла I, мрамор, гранит, 1807, «Мавзолей», Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804-1818), который был сооружен по общественной инициативе. В нем Мартос с убедительной силой передал патриотический подъем русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812. Скульптурная группа обладает большой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой драматическим развитием действия; первоначально поставлен напротив Кремлевской стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространственную связь с ансамблем Красной площади: Призывая Пожарского следовать велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на Кремль.

Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-28), несущего в себе многие черты позднего творчества Мартоса, в котором становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же к мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828-31).

Мартос известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя «Актеон» для фонтанов Петергофа, золоченая бронза, 1801; рельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804-07).

Преподавал в петербуржской Академии художеств (1779-1835; с 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов 1-й трети 19 века.

Литература: Коваленская Н., Мартос, М.-Л., 1938; Алпатов М. В., Мартос, в книге: Русское искусство 18 века, М., 1958.

Т. И. Альбина

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 15. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1974. Главный редактор А. М. Прохоров.

Другие материалы:

Мартос Иван Петрович (очерк)

К списку скульпторов

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.