Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Донателло

ДонателлоДонателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция,– 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404 – 07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. В 1425 – 38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене 1423 – 34 и 1457 – 61), Риме (1430 – 33), Падуе (1444 – 53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару.

Творчество Донателло, впитавшее демократические традиции культуры Флоренции 14 века, представляет собой одну из вершин развития искусства флорентинского кватроченто. В нем воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Донателло со стремлением к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного рельефа»).

Первым известным нам произведениям Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406 – 08) еще присущи готические скованность и нерасчлененность форм, измельченность линейного ритма. Однако уже мраморная статуя святого Марка, выполненная в 1411 – 13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фикуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе святого Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение. Патриотическое гражданственное звучание. Выполненные Донателло в 1416 – 35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды. В 1420-е годы Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423 – 27). В содружестве с архитектурой Микелоццо он создает ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425 – 27, баптистерий, Флоренция).

Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х годах углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428 – 33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433 – 39, Музей собора, Флоренция).

Ренессансным претворением античных форм отмечена и созданная Донателло в 1430-х годах бронзовая статуя Давида – первое изображение человеческой наготы в статуарной скульптуре Возрождения. Совершенство мягкой обобщенной пластики, юношеская гибкость и угловатость линий, настроение лирической мечтательности сочетаются в статуе с несвойственной искусству античности внутренней сложностью и многоплановостью образа.

В 1434 – 43 Донателло оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совместно с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза искусств, для которого характерна равнозначность архитектурных и скульптурных форм.

Наивысший расцвет творчества Донателло связан с падуанским периодом. В Падуе Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447 – 53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремленностью образа. Для церкви Сант-Антонио в Падуе Донателло выполнил в 1446 – 50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключенных в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развернуты в иллюзорном пространстве.

Поздние произведения Донателло, созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций треченто и раннего кватроченто, полны обостренной экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е годы, баптистерий, группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456 – 57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы, завершены учениками Донателло,– все во Флоренции).

Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, андреа Мантеньей и другими. Произведения Донателло изучали Микеланджело и Рафаэль.

Литература: Либман М. Я., Донателло, М., 1962; Planiscig L., Donatello, Firenze, 1947; Janson H. W., The sculpture of Donatello, v. 1-2, Princeton, 1957; Grassi L., Tutta la scultura di Donatello, Mil., 1958; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963.

М. Я. Либман

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 8. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1972. Главный редактор А. М. Прохоров.

Другие материалы:

Донателло (очерк)

К списку скульпторов

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.