Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело БуонарротиМикеланджел Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе - Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана,- 18.2.1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

В произведениях Микеланджело, во многом определившим развитие европейского искусства как 16 века, так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения.

Родился в семье подеста. Микеланджело учился у живописца Гирландайо (1488 - 89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489 - 90), однако наибольшее значения для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях [рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», оба мрамор (как и все последующие скульптурные произведения Микеланджело), около 1490 - 92, Каса Буонарроти, Флоренция] вырисовываются главные черты творчества Микеланджело - монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека.

В Риме Микеланджело создает статую «Вакх» (1496 - 97, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, и группу «Оплакивание Христа» (1498 - 1501, собор святого Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне.

В 1501 Микеланджело возвращается во Флоренцию и работает над произведениями, символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи. Колоссальная статуя Давида (1501 - 04, Галерея Академии художеств, Флоренция) рождает представление о грозной силе (эту особенность работ Микеланджело современники называли terribilita), о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли.

В картоне для росписи Палаццо Веккьо («Битва при Кашине», 1504 - 1506, композиция Микеланджело известна по копиям) Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики.

В 1505 папа Юлий II призывает Микеланджело в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись, проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного Микеланджело величественного скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для надгробия Микеланджело создал ряд статуй, в том числе «Моисея» (1515 - 16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), ставшего центральным элементом последнего, осуществленного варианта. Моисей Микеланджело - Титаническая личность, наделенная могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь Микеланджело впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создается впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа.

Также для надгробия предназначались две статуи рабов (так называемые «Восставший раб» и «Умирающий раб», обе - 1513 - 16, Лувр, Париж), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, которые остались незавершенными (около 1532 - 34, Галерея Академии художеств, Флоренция) и по которым хорошо виден процесс работы Микеланджело над изваянием; скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в еще не отесанном камне будущее произведение, углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Такой метод работы практически исключает участие помощников.

Монументальные живописные циклы Микеланджело выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к самому грандиозному живописному произведению Микеланджело росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана (1508 - 12). В сложной идейной программе плафона выделяются следующие темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с «Отделения света от тьмы» и кончая «Опьянением Ноя», пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах - предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и величественно декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески воспринимаются как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных творческих возможностей.

В 1520-х годах мироощущение Микеланджело приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет - возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520 - 34). Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток,- символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494 - 1559) и кризиса ренессансных идеалов.

Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает Микеланджело главой фортификационных работ. После падения города Микеланджело работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда переезжает в Рим.

Последние тридцать лет жизни Микеланджело ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии.

В Риме Микеланджело пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536 - 41); в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центральное место занимает юный и героически прекрасный Христос - беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане («Распятие Петра» и «Обращение Павла», 1542 - 50), отчасти предвосхищающих росписи барокко.

До последних дней жизни Микеланджело занимался ваянием, однако «Оплакивание Христа», исполненное им для собственного надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником Микеланджело - Т. Кальканьи; до 1550 - 55, собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция), а так называемая «Пьета Ронданини» (1555 - 64, Музей старинного искусства, Милан) осталась в стадии первоначальной обработки. В этих произведениях с особой силой отразились спиритуалистические настроения старого Микеланджело.

Но в поздний период Микеланджело занимают прежде всего не изобразительные виды искусства, а грандиозные строительные задачи. В архитектуре Микеланджело господствует пластическое начало; в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряженный, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, «большой ордер».

Постройки Микеланджело подготавливают почву для барокко, однако их величественная тектоничность остается чисто ренессансной чертой. Еще в 1523 - 34 Микеланджело воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей, органичной динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы).

С 1546 и до конца жизни главным трудом Микеланджело было возведение собора святого Петра и строительство ансамбля Капитолия в Риме - доховного и светского центров «вечного города» (обе работы завершены по планам Микеланджело после его смерти).

По замыслу Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой ее стороне ведет широкая лестница, а в центре возвышается античный конный монумент Марка Аврелия. На Капитолии Микеланджело впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города, продемонстрировав глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры.

Строя собор святого Петр, Микеланджело сохранил принцип центричности, характерный для плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного преобладания пространства средокрестия над остальными частями. При жизни Микеланджело была воздвигнута восточная часть собора с тамбуром граниозного купола, а сам купол был возведен после смерти Микеланджело Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.

В старости Микеланджело все чаще обращался к поэзии. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней Микеланджело рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело - мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками (Б. Варки, Ф. Берни и другие). Первое издание «Стихотворений» Микеланджело было осуществлено в 1623.

Творчество Микеланджело явилось одним из факторов, стимулировавших развитие маньеризма, но, в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам Микеланджело сумел до конца сохранить и выразить в своих произведениях любовь к человеку и веру в его величие и красоту.

Сочинения: Rime. A cura di E. N. Girardi, Bari, 1960; Il carteggio... a cura di G. Poggi, P. Barocchi, R. Ristori, v. 1-2, Firenze, 1964-67.

Литература: Steinmann E. und Wittkower R., Michelangelo-Bibliographie. 1510-1926, B., 1927; Архитектурное творчество Микельанджело [Сборник], М., 1936; Манн Т., Эротика Микеланджело. Собрание сочинений, т. 10, М., 1961; Алпатов М., Поэзия Микеланджело, в его книге: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; Либман М. Я., Микеланджело Буонарроти, [М., 1964]; Микеланджело. [Сборник, составитель В. Н. Гращенков, М., 1964]; Ротенберг Е. И., Микеланджело, М., 1964; Лазарев В. Н., Микеланджело, в его книге: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 447-606; Tolnay C. de, Michelangelo, v. 1-5, Princeton, 1943-60; Ackermann J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1-2, L., 1961; Binni W., Michelangelo scrittore, [Roma], 1965; Weinberger M., Michelangelo the sculptor, v. 1-2, L.-N. Y., 1967.

М. Я. Либман, Р. И. Хлодовский (литература).

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 16. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1974. Главный редактор А. М. Прохоров.

Другие материалы:

Микеланджело Буонарроти (очерк)

К списку скульпторов

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.