Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Роден Огюст

(1840 - 1917)

Роден ОгюстВторая половина XIX века - сложный период в развитии западноевропейской скульптуры: рушились связи с зодчеством, пагубно сказывалось влияние модных стилизаторских вкусов, отсутствовали заказы на памятники, отвечавшие чаяниям широких демократических слоев населения. Немногие мастера могли в подобных условиях создавать значительные, привлекавшие внимание современников произведения. Одним из таких мастеров был французский скульптор Огюст Роден. В своем страстном, взволнованном творчестве он стремился к утверждению образа положительного героя, к раскрытию сложного мира человеческих чувств и переживаний. Об этом свидетельствуют его ранние статуи "Бронзовый век" (1876) и "Иоанн Креститель" (1878).

С 1880 г. и до конца жизни Роден работал над скульптурным украшением портала Музея декоративных искусств в Париже, стремясь создать цельную и оригинальную композицию "Врата ада". Она навеяна могучими образами "Божественной комедии" Данте. Двери портала образовали единое скульптурное панно с множеством фигур. Роден - выдающийся мастер живописного рельефа так трактует пластические массы, что создается впечатление, будто одни фигуры отрываются от фона, другие - в него погружаются. Контрасты света и тени драматизируют все изображение. Обрамление портала также состояло из ряда фигурных композиций, а завершением его служила композиция "Три тени". Величественный замысел не был воплощен до конца. Многие скульптуры, задуманные первоначально как часть "Врат ада", превратились в самостоятельные произведения. Самая известная  - "Мыслитель" (1888, Музей Родена, Париж).

В памятнике "Граждане Кале" (1884 - 1888) Роден запечатлел подвиг жителей города Кале во время Столетней войны между Англией и Францией, прославил мужество и доблесть людей, готовых пожертвовать своей жизнью ради спасения соотечественников. Он создает группу из шести персонажей. Одни бурно жестикулируют, другие застыли в трагической неподвижности. Все герои показаны в критический момент, когда проверяются душевные силы человека. Сопоставлением разных образов скульптор достигает большого эмоционального напряжения всей группы. Роден хотел поставить этот памятник на очень низкой плите-постаменте, чтобы каждый  смотрящий как бы находился рядом с героями и мог спросить себя: "Способен ли я на такой же подвиг?"

Значительно творчество Родена и как портретиста. Великолепна статуя писателя О. Бальзака (1893 - 1897): мощная задрапированная фигура словно медленно шествует вперед. Лицо, трактованное сильными сдвигами формы, с резким противопоставлением впадин и выпуклостей, кажется особенно энергичным. Роден испытал влияние импрессионизма и символизма, но он всегда оставался яркой индивидуальностью, определившей путь в искусстве, мастером, чье творчество открывало новые пути в развитии мировой скульптуры, ломало мертвые схемы и догмы официального искусства.

Влияние Родена на современников было велико. В мастерской его работали многие затем прославившиеся мастера XX в. - Э. А. Бурдель, А. Майоль, А. С. Голубкина.

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Другие материалы:

Огюст Роден (очерк)

К списку скульпторов

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.