Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Сальвадор Дали

Творчество

Биография

Сальвадор Фелипе и Хасинто Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, в провинции Жерона (Херона), в Каталони. Его отец, Сальвадор Дали и Куси, человек суровый и просвещенный, был нотариусом. В его богатой библиотеке было немало книг по искусству, в ней будущий художник делал первые литературные и философские открытия.

Его мать, Фелипа Доменеч, была центром того мира любви, который окружал маленького Дали. Она внезапно умерла молодой, в феврале 1921 года.

Дали, проводивший летние месяцы в Кадакесе, был ребенком, склонным к фантазиям. Он населил и мир, окружающий его, и свой, внутренний мир придуманными им образами, символами, во всем видел знаки своей грядущей славы. Уже в самом раннем детстве проявилась обостренность реакций Сальвадора Дали на запахи, на сны, на все окружающие его предметы, на животных, на зрительные впечатления.

Он хорошо рисовал, проявлял способности к живописи. Это не прошло мимо внимания Пичотов — артистической семьи, друзей дома родителей Дали. В их усадьбе Сальвадор в детстве проводил летние месяцы. Талант мальчика был отмечен также и немецким живописцем Зигфридом Бурманном, подарившем Сальвадору в 1914 году первую в его жизни палитру. Сначала Сальвадор учился в начальной школе, принадлежавшей церкви, а затем — в католическом колледже. В 1917 году он проходит курс рисунка у Хуана Нуньеса в муниципальной художественной школе, а в мае следующего года выставляет несколько картин в городском театре Фигераса. Его портреты и пейзажи, написанные под влиянием импрессионизма и пуантилизма, получили сочувственный отзыв ведущих критиков Косты и Пужадеса.

В 1919 году, вместе с другими соучениками по школе, Дали начинает выпускать любительский журнал Studium, где активно сотрудничает как автор и в январе-июне публикует цикл статей, прекрасно написанных и полных глубоких, тонких наблюдений. Статьи пятнадцатилетнего Дали посвящены великим мастерам мировой живописи: Гойе, Эль Греко, Дюреру, Леонардо, Микеланджело, Веласкесу.

Этот круг мастеров стал для юного Сальвадора чем-то вроде путеводного созвездия. В последнем номере журнала Studium Дали публикует лирическое стихотворение, а вскоре после этого, 15 августа 1919 года, пишет небольшой текст для первого номера юмористического журнала El Senyor Pancraci.

В отрочестве Дали, как он впоследствии сам скажет, отличало своего рода раздвоение личности. Для него очень много значили мифы, творимые им самим. Поведение его было полно странностей. Перепады душевного состояния и буйный нрав прорывались в Сальвадоре с самого раннего детства.

В октябре 1921 года он приезжает в Мадрид и поступает в Академию Сан Фернандо. Дали поселяется в «Резиденции» — общежитии, где жили студенты самых разных учебных заведений столицы. «Резиденция» была излюбленным местом встреч испанской и международной интеллектуальной элиты. Там Дали знакомится с Федерико Гарсиа Лоркой, который вызывает у художника чувство восхищения и преклонения, а также с Луисом Буньюэлем, Рафаэлем Альберти, Мануэлем де Фальей и многими другими. Он увлеченно изучает принципы кубизма, футуризма, пуризма. Его привлекает творчество Джорджо Моранди, Джордже Де Кирико, Джино Северини, Пабло Пикассо, Хуана Гриса, Ле Корбюзье, Анри Матисса; влияние их манеры и технических приемов ощущается в некоторых работах раннего Дали. Существуя поначалу как бы в добровольной изоляции от окружающих, художник вскоре окунается в бурную, полную энтузиастических устремлений жизнь мадридского авангарда. Строптивый и застенчивый, Дали одевается с подчеркнутой эксцентричностью и носит экстравагантную прическу. Его причуды, его суждения, его картины делаются известными всему Мадриду.

В феврале 1922 года Дали участвует в коллективной выставке, устроенной в барселонской галерее Дальмау. Его на год исключают из Академии, он возвращается в Фигерас, где в мае 1924 года попадает в каталажку. Причина ареста остается неясной, она связана то ли с анархическими беспорядками, то ли со смутными обстоятельствами деятельности отца, республиканца по политическим убеждениям. В сентябре в качестве вольнослушателя Дали посещает занятия в Свободной Академии Хулио Моизеса и начинает писать в четко выраженной, холодной реалистической манере. Летом 1925 года он в Кадакесе, с отцом, сестрой Аной Марией и Лоркой. В Барселоне, снова в галерее Дальмау, с 14 по 27 ноября проходит первая персональная выставка Дали. Он показывает на ней Пейзаж в Кадакесе (1917), два кубистических натюрморта (1924) и четырнадцать работ, написанных в 1925 году, среди них Портрет моего отца и Венера и матрос. Последняя из названных картин, как и Женская фигура у окна, экспонируется также на выставке современного каталонского искусства, организованной в Мадриде столичным журналом Herado 16-31 января 1926 года. Gaceta de la Arts посвятила работам Дали основательную статью.

28 апреля в сопровождении сестры Аны Марии и своей тетушки Дали едет в Париж и Брюссель. Он открывает для себя фламандскую живопись, посещает музеи, знакомится с некоторыми памятниками французской национальной истории. Встречается с Пикассо. Дали возвращается в Мадрид, но отказывается предстать перед академическим советом и виниться в былых грехах. В октябре его окончательно исключают.

31 декабря 1926 — 14 января 1927 года проходит, снова в галерее Дальмау, его вторая персональная выставка. Экспонируются двадцать картин, среди них — Пенья-Сегатс. 24 июня в барселонском театре «Гойя» состоялась премьера спектакля Марьяна Пинеда по трагедии Лорки; Дали работал над декорациями и костюмами. В июле-августе в журнале L'Amie de les Arts появляются два эссе — Святой Себастьян и Отражение. В них он впервые отчетливо провозглашает идеи, определяющие творческие установки того Дали, которому суждено войти в историю искусства как одному из самобытнейших художников двадцатого века. В декабре Gaceta literaria публикует статью художника Киноискусство, антихудожественная часть.

В стилистике его работ этой поры уже проблескивают зарницы грядущего сюрреализма. В 1928 году Дали, Монтанайя и Гаш подписывают Желтый манифест. Осенью Дали снова в Париже, на этот раз вместе с Жоаном Миро. Он знакомится с Тристаном Тцара, с сюрреалистами, в том числе с Полем Элюаром и с женой Элюара, Гала. В 1929 году совместно с Буньюэлем пишет сценарий и в качестве сорежиссера снимает фильм Андалусский пес, появление которого несколько месяцев спустя наделало много шума. Помещает в барселонской газете La Publicitat ряд хроникально-информационных заметок под общим названием Documentaire — Paris. В марте публикует в журнале L'Amic de les Arts семь статей, в которых полемически остро излагает новаторские идеи сюрреализма. По приглашению Дали в Кадакес летом приезжают Рене Магрит с женой, Поль и Гала Элюар: положено начало отношений Сальвадора и Гала. С этого момента и на всю оставшуюся жизнь они остаются неразлучными.

С 6 октября по 3 ноября 1929 года Дали участвует в большой экспозиции, организованной музеем Kunsthaus в Цюрихе,— Ausstellung Abstrakte und Surrealistische Malerei und Plastik [Выставка абстрактной и сюрреалистической живописи и скульптуры]. С 20 ноября по 5 декабря проходит выставка в галерее Гёманса; среди прочих работ экспонируются Приспособление и рука, Бесплодные усилия и Игра втемную [Темная игра]. Последняя из названных картин, которую Дали писал летом, вызвала поначалу любопытство, но в конечном счете — решительное неодобрение его друзей-сюрреалистов. Зато ее очень высоко оценил и купил виконт Шарль де Ноай.

В 1930 году Дали и Буньюэль в парижской «Студии-28» заняты съемками своего второго совместного фильма, Золотой век. Фанатики из французской крайней правой срывают премьерный показ картины и устраивают погром в помещении киноклуба. А в июле, в очередном номере журнала Le surrealisme au service de la revolution Дали публикует своеобразный манифест — Тлеющий осел. Здесь он впервые пытается сформулировать идеи, касающиеся паранойи и того, что сам он называет двойным воображением. В декабре выходит книга Зримая женщина, которую он посвящает Гала. Их взаимоотношения приводят к разрыву Дали с отцом. Отлученный от Кадакеса, он покупает, получив деньги за картину Старость Вильгельма Телля, рыбацкий дом в Порт-Льигате; сюда он приезжает с Гала на летние месяцы.

В июне 1931 года Дали выставляет в парижской галерее Пьера Колля двадцать четыре работы, выполненные маслом и пастелью. Среди них — Твердость памяти, одна из знаменитейших его картин [в различных русских изданиях она фигурирует также под названиями Постоянство памяти, Стойкость памяти и Устойчивость памяти, иногда еще и как Мягкие часы]. Эта картина экспонируется и на представительной международной ретроспективе движения Surrealist Paintings, Drawings and Photographs [Сюрреалистическая живопись, графика и фотография], организованной в Нью-Йорке Джулианом Леви; он же становится первым владельцем этой картины, приобретя ее у художника. Ближе к концу 1931 года в парижском Издательстве сюрреалистов выходит в свет книга Сальвадора Дали Любовь и память.

Лето 1932 года он проводит в Порт-Льигате в обществе Гала и своего друга Рене Кревеля; вскоре после этого знакомится с Жюльеном Грином. В июле издательство Editions des Cahiers Libres публикует сценарий Babaouo. Работа над фильмом, однако, остановилась на стадии первоначального проекта. Для поддержки творчества Дали создается группа «Зодиак», в которую, среди прочих, входят Карие Кросби, супруги Грин, графиня Печчи-Блант и виконт де Ноай; регулярно, раз в месяц, группой покупается одна из картин Дали. В 1933 году Сальвадор продолжает писать в журналы сюрреалистов. В «Минотавре» он публикует статью Об ужасающем и съедобном в архитектуре modern style, а для швейцарского издателя Альбера Скира иллюстрирует Песни Мальдорора Лотреамона. Его картины экспонируются в апреле следующего года в Нью-Йорке, у Джулиана Леви. Активная выставочная деятельность продолжается и на протяжении всего 1934 года: работы Дали увидели Париж, Нью-Йорк, Барселона. Осенью 1934 года в галерее Цвеммера с его искусством впервые познакомилась лондонская публика.

14 ноября 1934 года. Дали впервые сходит на американскую землю в нью-йоркском порту и остается в США до февраля 1935 года. Там он провозглашает сам себя единственным истинным представителем подлинного сюрреализма, умело и последовательно раздувая шумиху вокруг своего имени. Он устраивает скандально театрализованную пресс-конференцию на вошедшем в историю приеме, который 18 февраля в честь Дали устраивает Карие Кросби (знаменитый сюрреалистический Бал сновидений, или Бал галлюцинаций в Coque Rouge). Он выступает с докладом, отстаивая свои работы и разъясняя их содержание. Имя Сальвадора Дали в итоге навсегда впечатывается в сознание американского общества.

Вернувшись в Европу, Дали участвует в коллективных выставках в Париже, в Копенгагене, а также в Бельгии. В 1935 году публикует одно из самых важных своих эссе, Завоевание иррационального,— правда, в Нью-Йорке оно имеет больший резонанс, нежели в Париже. В этой работе Дали развивает обоснование параноико-критического метода. В 1936 году Дали живет, по его собственным воспоминаниям, на Rue Becquerel в Париже, недалеко от базилики Sacre-Coeur. В июне на страницах журнала «Минотавр» появляется Призрачный сюрреализм вечной женственности прерафаэлитизма. Некоторое время спустя Дали чуть было не отправился на тот свет, едва не задохнувшись в скафандре, который примеривал, чтобы явиться в нем на свою очередную провокативную пресс-конференцию — на сей раз в Лондоне. В таком виде он хотел выступить в качестве живой иллюстрации к большой выставке сюрреалистов, организованной в июле в New Burlington Gallery. Картины, которые он сам показывал в эти дни в английской столице, в Alex Reid and Lefevre Gallery, проникнуты высокопарностью и провокативной жестокостью, в то же время они очень изысканны по цвету, по игре приглушенного света в пустом пространстве (Белое безмолвие, Солнечный столик, Ископаемый автомобиль на мысе Креус). Все эти работы были куплены Эдвардом Джеймсом, с которым подписывается долговременный контракт на приоритетное право покупки коллекционером работ Дали.

Взрыв гражданской войны в Испании застает Дали и Гала врасплох в Порт-Льигате и побуждает их к поспешному бегству в Новый Свет. Когда они в декабре возвращаются в Нью-Йорк, журнал «Тайм» помещает на обложке портрет художника: после этого Дали может считать, что Америка приняла его. В те же дни он выставляет у Джулиана Леви тридцать три работы, живописные и графические, среди которых — знаменитый Осенний каннибализм. В феврале 1937 года Дали в Голливуде. С Харпо Марксом, несколько портретов которого, полных юмора и выражающих восхищение талантом знаменитого американского киноактера-комика, художник создает в это время, Дали работает над сценарием Giraffes on Horseback Salad.

Неприспособленный к резким поворотам истории, политически индифферентный и напуганный гражданской войной в Испании, Дали ищет убежища в Австрии, в Швейцарии. В июле он показывает в Париже, среди других своих работ, Превращение Нарцисса. В 1938 году мы еще видим Дали активно участвующим во всех публичных акциях группы сюрреалистов, но очень скоро наступает окончательный разрыв с Бретоном. На Международной выставке сюрреализма, организованной в парижской Galerie de Beaux-Arts, Дали показывает картину Дождливое такси. В июле, в Лондоне, в сопровождении Стефана Цвейга он встречается с Зигмундом Фрейдом; затем проводит некоторое время в Монте-Карло, у своей приятельницы Коко Шанель. Возвращается в Париж, но ненадолго; на этот раз он живет на Rue de l'Universite.

Дали вновь отправляется в Америку, в Нью-Йорк, где показывает публике Загадку Гитлера и Бесконечную загадку, вызывает крупный скандал инсталляцией День и ночь, продемонстрированной в витрине магазина на Пятой авеню. Особенно много шума наделал Сон Венеры; работа предназначалась для одного из павильонов Всемирной выставки. Вынужденный прекратить реализацию своего «венерианского» проекта-перформанса, Дали в июле 1939 года пишет гневную Декларацию независимости воображения и прав человека на его собственное безумие. В ноябре в театре Метрополитен-Опера состоялась премьера балета Вакханалия, для которого Дали, не видя ни одной репетиции, пишет либретто и создает декорации и костюмы; балет поставлен Леонидом Мясиным на музыку Вагнера [труппой Les Ballets Russes de Monte Carlo].

Pont-Romeu — его Grand Hotel в Пиренеях и вилла Пальбе в Аркашоне, недалеко от Бордо,— вот места привала во время следующих наездов Дали и Гала в Европу. Тем временем Гитлер вторгается во Францию. 16 августа 1940 года Дали вновь в Нью-Йорке, но на сей раз ему суждено оставаться там в течение многих лет. Карие Кросби предоставляет в его распоряжение свое поместье Hampton Manor в штате Вирджиния. В Америке Дали оглушительно знаменит, его активная деятельность охватывает все пространство от Калифорнии до Нью-Йорка и отличается какой-то исступленностью, поражает разнообразием форм. Он работает над новым балетом — на сей раз это Лабиринт, увидевший свет рампы в театре Метрополитен-Опера 18 октября 1941 года [балет был поставлен также Леонидом Мясиным с той же труппой на музыку Франца Шуберта].

Очень важное значение имела ретроспективная выставка Дали в нью-йоркском Музее современного искусства; экспонировались четыреста картин и рисунков. Затем выставка объехала многие города Соединенных Штатов. Дали пишет картины, работает над ювелирными изделиями, над проектами рекламных кампаний, трудится над романом, в 1942 году публикует автобиографию Тайная жизнь Сальвадора Дали, а также занят сценографией и костюмами сразу трех балетов: Sentimental Colloquy [Сентиментальный разговор], Безумный Тристан и El cafe de Chinitas [Кафе Чиниты, поставлен в 1944 году в Детройте].

В 1943 году Дали знакомится с Элинор и А. Рейнолдсом Морзе, коллекционерами, которые покупают изрядное количество его картин. Стиль его работ в это время все более ориентирован на восстановление в правах академизированного классицизма. Тому же посвящены и теоретические работы Дали, создаваемые тогда же и призванные обосновать направленность и конечную цель его творческих устремлений этих лет. В 1945 году Алфред Хичкок, давно работающий в Голливуде, предлагает Дали заняться эпизодами сновидений в фильме Spellbound, The house of Dr. Edwards [в России фильм известен под названием Завороженный]. Затем Дали совместно с Уолтом Диснеем готовится к съемкам фильма Судьба, которому, однако, судьбой не было дано осуществиться. В 1947 году в Палм-Бич, Нью-Йорке и Кливленде снова проходят, и снова очень представительные, ретроспективные выставки Сальвадора Дали. Кроме всего прочего, он иллюстрирует произведения Шекспира, Мориса Сандоза, Бенвенуто Челлини, Монтеня.

24 июля 1949 года Дали и Гала, пересекши Атлантический океан, возвращаются в Европу. Высадившись в Гавре, они немедленно отправляются в Порт-Льигат и прочно обосновываются там. Теперь Дали — пылкий приверженец католицизма, он сосредоточивает свои творческие силы на воплощении благочестивых сюжетов. 23 ноября его Мадонна Порт-Льигата, вернее, одна из двух написанных им версий картины, меньшая по размерам, преподносится Папе Пию XII. Дали пишет декорации и эскизы костюмов для постановки оперы Саломея Рихарда Штрауса. Лукино Висконти приглашает его оформить постановку шекспировской пьесы As you like it [Как вам это понравится], а пока в Риме, в галерее L'Obelisco, развертывается его выставка. В 1951 году Дали публикует Мистический манифест. После двух итальянских выставок (в Риме, в Палаццо Паллавичини, а также в Венеции) показывает работы последних лет Нью-Йорку, в галерее Карстерс.

В декабре 1955 года в парижской Сорбонне Дали читает один из самых знаменитых своих докладов. Доклады эти всегда превращались в священнодействия-провокации самой высшей пробы, подобные тому, что Дали устроил в мае 1958 года, когда на сцене парижского Theatre de l'Etoile он явился в сопровождении двенадцатиметрового батона. В августе 1961 года на сцене театра La Fenice в Венеции идет Le ballet de Gala — Дали взял на себя либретто, сценографию, костюмы, хореографической частью ведал Морис Бежар. 15 октября 1962 года Дали выставляет в барселонском Palacio del Tinell Битву при Тетуане, в 1963 публикует Трагический миф Анжелюса Милле, в следующем году — Дневник гения. В том же 1964 году его награждают Большим Крестом королевы Изабеллы Католической. С 18 по 31 декабря 1965 года в галерее Кнёдлера в Нью-Йорке экспонируется его Станция в Перпиньяне, а год спустя там же, на берегах Гудзона, в Музее современного искусства он показывает сразу триста семьдесят работ разных лет.

23 сентября 1973 года Дали открывает Театр-Музей в Фигерасе. 9 мая 1979 года он официально становится «бессмертным» — Французская Академия принимает его в число своих членов. А 18 декабря того же года открывается грандиозная ретроспектива Дали в парижском Центре Жоржа Помпиду.

10 июня 1982 года умирает Гала. В июле король Хуан Карлос жалует дону Сальвадору титул маркиза Пуболь.

Старый, теперь уже окончательно одинокий, Дали медленно угасает, доживая последний год в своей вотчине, как и положено маркизу по этикету испанского двора давних веков. В конце концов он пытается уморить себя обезвоживанием организма, отказывается принимать пищу, но вынужден подчиниться тем, кто с какого-то момента регулярно и насильно кормит его через зонд. Однажды он получает сильные ожоги во время пожара, вспыхнувшего в его спальне, которую он давно не покидает. Наконец, Сальвадор Дали и вправду умирает 23 января 1989 года.

По материалам: Марко ди Капуа. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. Перевод с итальянского, послесловие и научная редакция русского издания: В. Кисунько. М.: АСТ - Астрель. 2005. - 271 с., ил.

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.