Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Тулуз-Лотрек Анри де

(1864 - 1901)

Тулуз-Лотрек Анри деТулуз-Лотрек (Toulouse-Lautrec) (собственно Тулуз-Лотрек-Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби,– 9.9.1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 жил в основном в Париже, где учился у Л. Бонна (1883) и у Ф. Кормона (с 1884). Испытал влияние импрессионизма (особенно воздействие Э. Дега), а также увлечение японской графикой. Первые же значительные работы отмечены стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э. Бернара, 1885, галерея Тейт, Лондон). Со 2-й половины 1880-х годов определяется основная тема Тулуз-Лотрека – развлечения и быт богемы, парижского «полусвета»; чуждый своей среде, он ищет забвения в освобождённой от буржуазных условностей «естественности», в призрачном веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих заведениях Монмартра. Мир парижского «дна» изображается в композициях и портретах Тулуз-Лотреком без морализирования, с присущими художнику нервно-обострённой зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой реакцией на социальную и нравственную исковерканность окружающей жизни.

Своеобразие манеры Тулуз-Лотрека с конца 1880-х годов – в экспрессивном, то резком, доходящем до гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции, ритмам которой подчинены чёткие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых пятен. Показывая своих героев, опустившихся и падших, их кумиров – певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображён и сам автор), Тулуз-Лотрек не только фиксирует нравы, с импровизационной лёгкостью передаёт динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого искусственного освещения, но с психологической проницательностью вникает в эти разбитые судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи «конца века» («Бал в Мулен-де-ла-Галетт», 1889, «В Мулен-Руж», 1892, оба произведения – в Институте искусств в Чикаго; «Танец в Мулен-Руж», 1890, частное собрание, Филадельфия; «Со своей милой», акварель, куашь, 1891, Музей изящных искусств, Бостон; «Певица Иветт Гильбер, 1894, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; «В салоне на улице Де-Мулен», 1894, «Модистка», 1900, все три произведения – в Музее Т.-Л., Альби). Стилистические искания Тулуз-Лотрека – одного из крупнейших мастеров постимпрессионизма, в 1890-е годы сближаются с «модерном», что ярко проявляется в его графике, особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью, причудливо-извилистым рисунком, чётким контуром, обводящим интенсивные цветовые зоны («Мулен-Руж Ла Гулю», 1891; «Диван жапоне», 1892). Выразительной живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисленные рисунки и серии литографий Тулуз-Лотрека.

Литература: Перрюшо А., Тулуз-Лотрек, перевод с французского [Послесловие О. В. Мамонтовой], М., 1969; Воркунова Н., Тулуз-Лотрек, М., 1972; Joyant M., Toulouse-Lautrec, P., 1927.

В. А. Марков

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 26. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1977. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.