Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Ван Гог Винсент

(1853 - 1890)

Ван Гог ВинсентВан Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30.3.1853, Грот-Зюндерт, Голландия,– 29.7.1890, Овер-сюр-Уаэ, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 – учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжелую жизнь шахтеров; защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. Ван Гог обращается к искусству: посещает Академию художеств в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Ван Гог с увлечением рисует обездоленных людей – шахтеров Боринажа, а позже – крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-85. в 30-летнем возрасте Ван Гог начинает заниматься живописью и создает обширную серию картин и этюдов, выполненных в темных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, фонд Винсента ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, Ван Гог соединял их с эмоционально-психологической напряженностью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей.

В 1886-88, живя в Париже, Ван Гог посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период темная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-желтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок («Мост через Сену», 1887, фонд Винсента ван Гога, Амстердам; «Портрет папаши Танги», 1887, Музей Родена, Париж). Переезд Ван Гога в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал свое отношение к миру и свое эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга («Жатва. Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», оба – 1888, фонд Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевленный предмет («Спальня ван Гога в Арле», 1888, фонд Винсента ван Гога, Амстердам). Напряженная работа Ван Гога в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшем в Арль; Ван Гог попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаэ (1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни Ван Гога отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния («У врат вечности», 1890, государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов («Дорога с кипарисами и звездами», 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворенности («Пейзаж в Овере после дождя», 1890).

Творчество Ван Гога отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость Ван Гога, его порывистая экспрессия и трагический пафос; ими определяется особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.

Сочинения: Письма, перевод с голландского, Л.-М., 1966.

Литература: [Новак Л.], Ван-Гог, [Прага, 1961]; Faille J.-B. De, Vincent van Gogh, P., 1939; Weisbach W., Vincent van Gogh, Bd 1-2, Basel, 1949-51.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 3. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.