Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Гейнсборо Томас

(1727 - 1788)

Гейнсборо ТомасГейнсборо (Gainsborough) Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк,– 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образование не получил, в 1740-х гг. в Лондоне учился у французского гравера Ю. Гравло. Позже работал в Садбери, в 1750-х гг.– в Ипсуиче, с 1759 – в Бате, с 1774 – в Лондоне. Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский мастер портрета 18 в., Гейнсборо начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах чуткость и непосредственность восприятия («Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон); несколько наивным очарованием проникнуты ранние портреты супругов – провинциальных помещиков, изображенных на фоне полных свежести усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, галерея Тейт, Лондон). Развитый стиль портретной живописи Гейнсборо, сложившийся под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто, характеризуется одухотворенной трепетной поэтичностью в передаче личного обаяния человека, его тончайших душевных движений. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы («Голубой мальчик» – портрет Дж. Баттола, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США; портрет герцогини де Бофорт, 1770-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Пердита» – портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон; портрет Сары Сиддонс, 1784-85, Национальная галерея, Лондон). Интимность и сердечная теплота отличают парные портреты Гейнсборо, где ему удавалось передать глубокую внутреннюю связь близких людей («Дочери художника», около 1759, и «Утренняя прогулка» – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Очень лиричны образы крестьянских детей («Деревенские дети», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В героях Гейнсборо независимо от их общественного положения и возраста ощущаются богатая духовная жизнь, внутренняя независимость, незаурядность характера. Живописная техника в зрелых работах Гейнсборо отличается виртуозной легкостью, воздушностью, изысканной нежностью; динамичная игра мелких разноцветных мазков придает картинам Гейнсборо изменчивость, дыхание подлинной жизни. Холодные голубые тона дополняются перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами. Эти живописные качества сообщают особый поэтический строй и сельским пейзажам Гейнсборо с их мягкой гармоничностью, легкой игрой света («Повозка, едущая на ярмарку», 1786, галерея Тейт, Лондон). Пейзажи и сцены крестьянской жизни занимают главное место среди рисунков Гейнсборо, полных трепета жизни и серебристой воздушности.

Литература: [Кузнецова И.], Томас Гейнсборо, М., 1963; Woodall M., Thomas Gainsborough, his life and work, L., 1949; Waterhouse E. K., Gainsborough, [L.], 1958.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 6. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.