Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Пуссен Никола

(1594 - 1665)

Пуссен НиколаПуссен (Poussin) Никола (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия,– 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 века. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марино (бистр, перо, около 1622 – 24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 Пуссен – в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628, Институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко («Мученичество святого Эразма», около 1628 – 29, Ватиканская пинакотека), просветлённо-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы («Спящая Венера», Картинная галерея, Дрезден; «Нарцисс и Эхо», Лувр, Париж; «Ринальдо и Армида», Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; все три – около 1625 – 27; «Царство Флоры», около 1631 – 32, Картинная галерея, Дрезден; «Танкред и Эрминия»). Более чётко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х годов («Похищение сабинянок», 2-й вариант, около 1635; «Израильтяне, собирающие манну», около 1637 – 39; обе – в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640 – 1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641 – 42, Художественный музей, Лилль).

Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода («Моисей, иссекающий воду из скалы», Эрмитаж, Ленинград; «Элиазар и Ревека», Лувр, Париж; обе – около 1648; «Аркадские пастухи» или «Et in Arcada ego», 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; «Отдых на пути в Египет», около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). С 1640-х годов Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии («Пейзаж с Полифемом», около 1649, Эрмитаж, Ленинград; «Орион», около 1650 – 55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира [«Св. Иоанн на Патмосе» (около 1644 – 45, Институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660 – 65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне «Зима, или Потоп» размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 века учении о «Модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность художественного произведения).

Сочинения: Corresponance…, P., 1911; в русском переводе – Письма, М.-Л., 1939.

Литература: Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946; Grautoff O., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1 – 2, Munch.–Lpz., 1914; Friedlander W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1 – 2, P., 1960; Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1 – 2, N. Y., 1967]; Badt K., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1 – 2, [Koln], 1969.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 21. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1975. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.