Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Караваджо Микеланджело

(1573 - 1610)

Караваджо МикеланджелоКараваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия,- 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584 – 88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем – в Неаполе (1607 и 1609 – 10), на острове Мальта и в Сицилии (1608 – 09). Творчество Караваджо не принадлежавшего к какой-либо определенной художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 – начала 17 вв. (маньеризму и академизму).

Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лото, А. Моретто и других). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает в античном сюжете празднично-игровое народное начало («Вакх», 1592 – 93), Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи – натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчеркнутая оптическая наглядность изображения и создается впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения Караваджо (1599 – 1606) – это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластическая лепка, и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599 – 1600, церковь Сан-Луиджи Деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600 – 01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603 – 06, церковь Сант-Агостино, - все в Риме; «Положение во гроб», 1602 – 04, Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605 – 06, Лувр, Париж). Подчеркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах Караваджо вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах Караваджо, созданных в годы скитаний по югу Италии (1606 – 10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте дела Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешенности в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение святой Лучи», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Караваджо обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединенного атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах Караваджо становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности.

Новаторское искусство Караваджо нашло последователей в Италии и других странах Европы, оказав влияние на сложение реалистических течений во многих европейских художественных школах.

Литература: Знамеровская Т., Микельанджело да Караваджо, М., 1955; [Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, М., 1960; Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII – XVIII веков, М., 1966, с. 34 – 54; Venturi L., Il Caravaggio, Novara, 1951; Joffroy B., Le dossier Caravage, [P., 1959]; Jullian R., Le Caravaggio, Mil., 1967; Longhi R., Caravaggio, Dresden, [1968]; Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N.Y., [1969].

М. И. Свидерская.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 11. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.