Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Боттичелли Сандро

(1445 - 1510)

Боттичелли Алесандро Филипепи

Боттичелли (Botticelli; собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро (1445, Флоренция,- похоронен 17.5.1510, там же), итальянский живописец флорентинской школы. Около 1465-66 учился у Филиппо Липпи. В 1481-82 работал в Риме. В начале творчества Боттичелли выступает как типичный представитель раннего флорентинского Возрождения. Его ранним работам свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым деталям («Поклонение волхвов», около 1470, Национальная галерея, Лондон, и около 1476-777, галерея Уффици, Флоренция, диптих «История Юдифи», 1470-1472, там же). В ряде ранних произведений Боттичелли (аллегория «Сила», 1470, галерея Уффици, Флоренция; «Святой Себастьян», 1474, Картинная галерея, Берлин-Далем) заметно влияние А. Верроккьо и А. Поллайоло. В конце 1470-х гг. Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утонченности и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника. В созданных Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы («Весна», около 1477-78, «Рождение Венеры», около 1483-84, «Паллада и кентавр», около 1485,- все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенностью. Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти. Композиция. Приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов («Мадонна дель Маньификат, около 1482-83, «Мадонна с гранатом», 1487,- обе в галерее Уффици, Флоренция). В ряде работ Боттичелли 1480-х гг. проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства. В выполненных Боттичелли в 1481-82 фресках в Сикстинской капелле Ватикана («Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Авирона» и других) величественная гармония пейзажа и памятников античной архитектуры сочетается с внутренним напряжением сюжетного рассказа, многообразием портретных образов. Портреты Боттичелли отличает острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека (портрет Джулиано Медичи, 1470-е гг., галерея Академии Каррара, Бергамо). В 1490-х гг., в период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», после 1495, галерея Уффици, Флоренция; «Оплакивание Христа», после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; «Сцены из жизни святого Зиновия», около 1505, Картинная галерея, Дрезден, Национальная галерея, Лондон, и Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о кризисе мировосприятия художника. Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1492-97, Гравюрный кабинет, Берлин, и Библиотека Ватикана) при острой эмоциональной выразительности сохраняют легкость и ясность образов. Творчество Боттичелли, впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства 15 в., отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия.

Литература: Гращенков В., Сандро Боттичелли, М., 1960; Боттичелли. Сборник материалов о творчестве. Перевод с французского, английского и итальянского., М., 1962; Смирнова И., Сандро Боттичелли, М., 1967; Horne H., Alessandro Filipepi … called Sandro Botticelli, L., 1908; Mesnil J., Botticelli, P., 1938; Venturi L., Botticelli, 2 ed., P., 1949; L’opera completa del Botticelli, 2 ed., Mil., [1968].

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 3. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.