Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Сезанн Поль

(1839 - 1906)

Сезанн ПольСезанн (Cezanne) Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс,– 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858 – 62) и Академию Сюиса в Париже (1861 – 65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. С 1874 участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах Сезанна сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864 – 68, частное собрание, Париж; «Убийство», 1867 – 70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях Сезанна 1860-х годов, с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865 – 68, частное собрание, Лондон).

С 1870-х годов складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х годов. Сезанн начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: Сезанна интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872 – 73, «Поворот дороги», оба произведения в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, Сезанн стремится к созданию «классического» искусства (ограждённого в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органичного единства её форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879 – 82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895 – 1900, Музей импрессионизма), изображаемые Сезанном объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе.

Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлотого) – то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, Сезанн добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах вещественную уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х годов). В последние годы Сезанн часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармоничной определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество Сезанна было отмечено значительной противоречивостью, так как сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений.

Принципы искусства Сезанна, в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 века, на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (так называемый сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм), либо развивали тезис Сезанна о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (кубизм).

Литература: Воллар А., Сезанн, [перевод с французского], Л., 1934; Яворская Н. В., Сезанн, М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, книга 1, М., 1965; Перрюшо А., Сезанн, [перевод с французского; статья В. Н. Прокофьева], М., [1966]; [Русакова Р.], П. Сезанн. [Альбом], М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников, [перевод с французского, составление, вступительная статья и примечания Н. В. Яворской], М., 1972; Venuri L., Cezanne. Son art, son ceuvre, v. 1-2, P., 1936; Rewald J., The ordeal of P. Cezanne, L., 1950; Badt K., Die Kunst Cezannes, Munch., 1956; Loran E., Cezanne’s composition, Berk., 1963.

В. А. Марков.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 23. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1976. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.