Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Дега Эдгар

(1834 - 1917)

Дега ЭдгарДега (Degas) Илер Жермен Эдгар (19.7.1834, Париж,– 27.9.1917, там же), французский живописец, график и скульптор. В 1855 – 56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854 – 59 подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Дега к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов («Семейство Беллелли», около 1858 – 60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлеченный многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города («Площадь Сокласия», около 1875; «Абсент», 1876, Музей импрессионизма). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную спецификой их труда и быта («Женщины на террасе кафе», монотипия, пастель, 1877, «Гладильщицы», около 1884, оба произведения – в Музее импрессионизма); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Дега. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра («Звезда», пастель, 1878, Музей импрессионизма), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца», пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным в гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчетом. Утонченная сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем все больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряженный характер обретают произведения Дега 1880 – 90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнаженных женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупненными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы», пастель, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). В конце 1880-х – начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.

Литература: Тугендхольд Я., Эдгар Дега и его искусство, М., 1922; [Зернов Б. А.], Дега [Альбом], Л.-М., 1965; Русакова Р., Дега, М., [1968]; Lemoisne P. A., Degas et son oeuvre, v. 1 – 4, P., 1946 – 48; Cabanne P., Edgar Degas, P., 1957; L’opera completa di Degas, Mil., 1970.

О. В. Мамонтова.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 8. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1972. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.