Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Оноре Домье

(1808 - 1879)

Оноре ДомьеВ острой социальной борьбе во Франции ХIХ в. участвовали и художники. В 30–40-е гг. активно развивается сатирическая графика, преимущественно литография. Ее крупнейшим мастером становится Оноре Домье. Печатная графика, легко тиражируемая, отражающая чаяния демократических слоев населения, приобретает глубокий общественный смысл, гражданский пафос.

Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». В своих литографиях (а у него их около 4 тыс.) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов, их продажность и жестокость. Блестящий рисовальщик, мастер линии, умеющий скупым штрихом, пятном, силуэтом создавать выразительные образы, легко воспринимающиеся и запоминающиеся. Домье сделал политическую карикатуру подлинным искусством. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серия «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Маклер».

Домье критиковал буржуазное общество не только в политической сатире. И в бытовых карикатурах он насмешливый и едкий обличитель буржуазных нравов, когда человеческое достоинство уродливо деформируется (серии литографий «Парижские типы», «Добрые буржуа»).

Симпатии художника на стороне простых людей Франции, на стороне пролетариата и демократической интеллигенции. С глубоким трагизмом художник показывает результат кровавого побоища, устроенного солдатами в одном из домов рабочего предместья, где были революционные выступления («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», 1834). Одним из первых в западноевропейском искусстве Домье создал образ борющегося пролетария, отстаивающего классовые интересы. Таков рабочий-печатник в литографии «Свобода печати» (1834).

Домье – прекрасный живописец. Герои его полотен – трудящиеся Франции: рабочие, мелкие служащие, ремесленники, прачки: «Вагон 3-го класса», «Ноша», «Прачка» и др. В картине «Семья на баррикадах» (1848–1849) Домье привлекают темпераментное исполнение, свобода письма и фактуры, экспрессия форм, контрасты света и тени, энергичные линии, острые композиционные ритмы.

Широта художественного дарования Домье проявилась и в том, что он помимо графики и живописи занимался еще и скульптурой (известно свыше 60 его работ). Искусство Домье – искусство художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.