Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Франсиско Гойя

(1746 - 1828)

Гойя Франсиско Хосе деТворчество выдающегося испанского мастера Ф. Гойи развивалось в сложных условиях, связанных с бурными событиями истории: Великой французской революцией, национально-освободительными войнами с Наполеоном, народными восстаниями. И художник выразил это в своем искусстве, создав произведения, проникнутые подлинно национальным духом. Развитие его творчества шло по пути наполнения художественных образов социальным пафосом, к правдивому отображению сцен народной жизни, к острой критике современного ему общества.

Уже ранние портреты, эскизы к шпалерам для королевской шпалерной мастерской показали великолепное живописное мастерство Гойи, его умение остро видеть действительность. Серия офортов «Капричос» (1797 – 1798) раскрыла все богатство художественного мира Гойи. Это своеобразная энциклопедия жизни Испании на рубеже XVIII и XIX вв., где отразились пороки и страсти, богатство и нищета, произвол инквизиции и суеверия, праздность аристократии и страдания народа. Зритель прекрасно ощущает любовь художника к своей стране, его чувства, связанные с переживаниями за судьбу народа. Художественный язык «Капричос» сложен, в нем прихотливо соединились гротеск и реальность, аллегория и фантастика, острая социальная сатира и тонкий анализ действительности. Но все здесь свидетельствует об одном: Гойя ненавидел социальное зло, боролся с невежеством, ханжеством, выступая против угнетения народных масс. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо Мадрид). В парадном портрете королевской семьи художник не побоялся раскрыть духовное убожество правителей Испании. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица.

Эмоциональный, драматический язык Гойи ощутим и в графической серии «Бедствия войны» (1810 – 1820) отразившей события периода героической борьбы народа с французскими интервентами и первой испанской революции. У художника появляется эпический размах, он углубляет свое мастерство обобщения. Выразителен каждый жест, движение, мимика. Тема серии – судьба народа, его борьба за свою жизнь, за справедливость. Гойя пишет картины «Восстание 2 мая 1808 года» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», посвященные тем же событиям.

Зло бичуя порок, несправедливость, Гойя умел видеть в действительности и красоту реальной жизни, что нашло отражение во многих портретах, в картинах «Маха одетая» и «Маха обнаженная», «Водоноска». С симпатией пишет Гойя своего учителя Ф. Байеу, французскою посланника Ф. Гиймарде.

Трагические мотивы усиливаются в последние годы жизни художника, когда язык Гойи становится предельно сложным, зашифрованным (серия офортов «Диспаратес», т.е. «Бессмыслицы», росписи так называемого «Дома Глухого»). Поздние произведения показывают трагизм одиночества мастера.

В 1824 г. Гойя эмигрировал во Францию, жил в Бордо. Но в эти трудные годы тяжелой болезни, душевного смятения он создавал совершенные произведения: литографии со сценами боя быков, портреты, жанровые композиции.

Поэтичен образ молодой женщины в «Молочнице из Бордо» (1827 – 1828, Прадо, Мадрид). Он написан свободно, густыми, сильными мазками, весь пронизан светом.

Европейский романтизм вдохновлялся работами Гойи, и вскоре его имя стало известно далеко за пределами Испании. Многие художники XIX – XX вв. обращались к его наследию.

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.