Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В 1650-1660-е годы Рембрандт создал много автопортретов. Как уже упоминалось ранее, их число исключительно велико – около ста. Он работал над ними всю жизнь. Их количество колеблется в зависимости от того, считать ли автопортретами те изображения, в которых художник использовал особенности своей внешности, хотя и изменяя ее.

В позднем творчестве он редко обращался  к «автопортретам с переодеванием», как делал это в 1630-1640-е годы. Но если он все-таки изображал себя (например, в костюме XVI века, Автопортрет, 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон), для него главной была передача своего психологического состояния. Он пишет себя в моменты различных душевных переживаний, как бы анализируя и подводя итог прожитой жизни, итог своего творческого пути. Композиционно его автопортреты никогда не повторяют друг друга. Рембрандт то изображает себя прямо и открыто смотрящим на зрителя (ок. 1657, Музей истории искусства, Вена; 1658, Коллекция Фрик, Нью-Йорк; 1660, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), то в три четверти, неожиданно повернувшись к нему и заставляя невольно соприкоснуться с миром своих чувств и переживаний (1657, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; 1669, Музей Маурицхейс, Гаага; 1669, Национальная галерея, Лондон). Вся чудесная живописная ткань этих автопортретов подчинена теперь показу сложного внутреннего мира Рембрандта-человека. Выражение печального раздумья постоянно лежит на его лице, выступающем из характерной сияющей «рембрандтовской мглы» (К. С. Егорова. Портрет в творчестве Рембрандта 1650-х годов. – Классическое искусство за рубежом. М., 1966, с. 71-112). Зритель всегда может предугадать быстрое изменение душевного состояния художника; как и в его произведениях, в натуре Рембрандта тоже было все непосредственно и инстинктивно. Делая мир портретируемых своим миром, Рембрандт всегда пристально изучал модель. С подобным напряженным взглядом, направленным на модель или начатую работу, он изображал себя на «автопортретах профессии». Таковы его автопортреты, где он запечатлел себя в рабочей одежде (1652, Музей истории искусства, Вена) или с атрибутами своего ремесла – с кистями и палитрой (1660, Лувр, Париж; 1665, Кенвуд-хаус, Лондон).

Многие живописцы в подобных «автопортретах профессии» прежде всего утверждали роль своего труда, величие художника-творца, но Рембрандт сумел рассказать о своем акте творчества столь психологически глубоко и многогранно, как никто другой. С мастерством живописца XVII столетия, все более разносторонне познающего реальность, он показал неразрывную связь образа художника и образа человека в процессе творчества. Глядя на «автопортреты профессии» Рембрандта, понимаешь, что именно те профессиональный опыт и моральная высота, которыми обладал гениальный голландский живописец, были основой присущего ему художественного восприятия мира.

Образы не столь широкого обобщения, а раскрывающие какую-то одну определенную грань личности художника, передающие определенную эмоциональную ситуацию, созданы Рембрандтом в Автопортрете (1669, Музей Вальраф-Ри-харц, Кёльн) и в Автопортрете в образе апостола Павла (1661). На первом Рембрандт изобразил себя с лицом, искаженным старческим весельем, на втором – с атрибутами библейского персонажа, указывающими на связь характеров самой модели и апостола. Это уже, скорее, не автопортреты, а попытка представить себя в некой роли, раскрыв какую-то своеобразную черту характера.

Тяжело пережив смерть Хендрикье в 1663 году и кончину Титуса в 1668 году, Рембрандт остался с маленькой дочерью Корнелией и с всегда внимательным к нему учеником Артом де Гельдером. В его мастерской стояли оставленные здесь самим художником полотна Блудный сын, Еврейская невеста и написанная около 1669 года картина Семейный портрет, где была изображена вдова Титуса Магдалена ван Лоо с маленькой дочерью Тицией, возможно, Корнелия и родственник Магдалены с сыном – самые близкие Рембрандту люди. Исполненная в традиции голландского группового портрета, эта картина многое раскрывает в душевном состоянии Рембрандта в последний год его жизни. В ней, как всегда в его произведениях, выражены его непосредственные переживания.

Четвертого октября 1669 года Рембрандт Харменс ван Рейн скончался и согласно записи в церковной книге был похоронен по разряду для бедных в числе других шестнадцати граждан Амстердама. Эта запись в церковной книге Вестеркирхе гласила: «Во вторник, восьмого октября 1669 года погребен ван Рейн, художник с Розенграхт, напротив Домхофа…». Кончина Рембрандта осталась незамеченной современниками, и последние годы его одинокой жизни не были окружены почестями. Лишь спустя столетия человечество по достоинству оценило наследие этого гениального голландского художника, который поведал людям о том, что человек – это личность и своим великим искусством и примером своей жизни призвал их учиться человечности.

По материалам: Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.