Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В 1650-1660-е годы портретные образы Рембрандта значительно усложняются. Серия изображений стариков и старух занимает важное место в его творчестве 1650-х годов. Роль фактора времени в структуре создаваемых им образов приобретает все большее значение. Старческие лица умудренных жизненным опытом людей привлекали художника возможностью, постигая их жизненный путь, проникнуть в их духовный мир, познать формировавшийся годами взгляд на окружающий мир. Представленные полуфигурами, в легких поворотах, старики Рембрандта выглядят спокойными и сдержанными, но с некоторой горечью смотрящими на мир (Портрет старушки, 1648-1650; 1654, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; Портрет старика-еврея, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Портрет старушки, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Перед зрителем они предстают как воплощение человеческой мудрости и терпения. Часто художник изображал брата Адриана (Портрет Адриана ван Рейн, 1650, Музей Маурицхейс, Гаага; Мужской портрет, начало 1650-х; Портрет брата Адриана, ок. 1650, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), представляя его всегда в состоянии задумчивости и затаенной печали, а порой в виде натурщика, одетого в фантастический костюм (Портрет человека в позолоченном шлеме, ок. 1650, Государственные музеи, Берлин). Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан.

Желание Рембрандта представить человека в момент внутреннего размышления проявилось и в портретах двух его друзей – Николаса Брейнинга и Яна Сикса. В портрете Николас Брейнинг представлен сидящим в кресле в непринужденной позе, словно обращающимся к невидимому зрителю собеседнику. Золотистый свет скользит по его лицу, и легкие тени и блики рождают впечатление очень живого движения мыслей портретируемого. Его улыбка таит иронию и печаль одновременно, эта быстрая смена выражений кажется еле уловимой. Он словно наедине со своими воспоминаниями, к которым чутко прислушивается Рембрандт, постигающий его духовный мир.

Состояние смены мыслей и чувств пытается передать художник и на лице Яна Сикса (Портрет Яна Сикса, 1654). Сикс и его супруга Грета часто навещали Рембрандта и в трудные годы его жизни. Сикс был образованным человеком, тонким ценителем искусства, занимал ответственные официальные посты, даже избирался бургомистром Амстердама. Он глубоко уважал талант Рембрандта. Этот портрет очень красив по своему живописному решению. Фигура Сикса представлена в легком повороте, будто готовой к более выраженному движению. Он медленно натягивает на руку перчатку, и этот решительный жест вторит сосредоточенному выражению его волевого лица, внимательному взгляду, сильным рукам. Насыщенный красный цвет плаща с золотым позументом оттеняет благородную красоту лица Сикса. Это, как метко подметил Эжен Фромантен, не бюргер, не аристократ, а «человек хорошего тона», душевную красоту которого и стремился раскрыть художник (О Рембрандте, М.-Л., 1936, с. 88).

Чувства и мысли самого Рембрандта наиболее полно воплощены в портретах Хендрикье Стоффельс и Титуса. Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой», и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником. Рембрандт писал ее и в нарядном платье, с драгоценностями в ушах и на изящной головке (ок. 1650, Лувр, Париж), стоящей у окна (ок. 1660) и сидящей в простом домашнем платье. Во всех этих трех портретах передано не только очарование молодости Хендрикье, но и ее духовная красота.

Личные переживания художника, тревога за судьбу единственного сына выражены в портретах Титуса ван Рейна. Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца. Но после лишений, которые претерпел Рембрандт, Титус занялся продажей картин отца и антиквариата; вместе с мачехой они основали товарищество, освободив Рембрандта от коммерческих забот. Титус прожил всего двадцать семь лет, он скончался от туберкулеза в 1668 году, за год до кончины отца. Во второй половине 1650-х годов Рембрандт создал много портретов Титуса, во всех подчеркивая его тонкую одухотворенную красоту, наблюдая те изменения, которые происходили во взрослевшем на его глазах сыне. На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок, и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. Темно-красный большой берет оттеняет его нежное и грустное лицо. В картине Портрет Титуса за чтением (ок. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета. В более поздних портретах (ок. 1660, Лувр, Париж; ок. 1667, Коллекция Уоллес, Лондон) выражены печаль и боль, которые испытывал Рембрандт, опасавшийся за здоровье сына. На них Титус изображен с несколько нервозным выражением лица, с грустными большими глазами, оттененными коричнево-красным беретом. Все портреты Титуса исполнены в неяркой колористической гамме, строящейся на тонких цветовых отношениях. О большой любви Рембрандта к сыну повествует полотно Евангелист Матфей и ангел (1661), на котором художник представил себя в образе евангелиста, а девятнадцатилетнего Титуса – в образе прекрасного ангела, что-то нежно шепчущего на ухо святому.

И две поздние картины Рембрандта тоже связаны с судьбой Титуса. Полотно Еврейская невеста (1668) было написано после свадьбы Титуса и Магдалены ван Лоо в 1668 году. Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса, изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх. О единении отца и сына, о человеколюбии и всепрощении повествует и картина Возвращение блудного сына (ок. 1660-1661) – один из поздних шедевров Рембрандта. Сюжет из евангельской притчи позволил художнику выразить в нем свои самые глубокие чувства в понимании духовной ценности человека. Неяркая колористическая гамма, строящаяся на сочетании взаимодополнительных цветов – насыщенного красного и темно-зеленого, придает сцене величавость, как и само композиционное построение картины, в котором доминируют две фигуры – отца и в раскаянии прильнувшего к нему сына. Эти поздние великолепные полотна Рембрандта, испытывавшего в те годы нужду и унижение, свидетельствуют о том, что его дух не был сломлен, о его поразительной стойкости, о том, что в творчестве он всегда находил забвение от тех испытаний, которые преподносила ему жизнь.

По материалам: Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.