Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В 1661 году Рембрандт был приглашен Городским советом украшать Новую ратушу Амстердама. Этот большой официальный заказ, как и полотно Ночной дозор, тем не менее, не принес ему творческого удовлетворения. Сюжеты картин для украшения Зала совета ратуши и окружающей его галереи были взяты из национальной истории. Были приглашены для работы также голландские художники Фердинанд Бол, Говерт Флинк, Ян Ливенс и, возможно, Томас де Кейсер. Программой росписей руководил, по-видимому, Иост ван Вондель. Говарду Флинку было поручено исполнение всех сюжетов для галереи ратуши, но художник вскоре скончался, и тогда написание полотна Заговор Юлиуса Цивилиса (1661) было заказано Рембрандту. Он создал огромное по размеру полотно. Впоследствии оно, однако, было обрезано, и осталась лишь его средняя часть, а также сохранившийся рисунок (Государственное баварское собрание картин, Мюнхен), позволяющий судить о первоначальном замысле. Рембрандт представил на картине сцену из истории восстания батавов против римлян, описанную древнеримским историком Тацитом. Это германское племя жило в древности на территории Нидерландов. Он изобразил батавов приносящими клятву верности на мечах своему вождю Юлиусу Цивилису. Рембрандт создал подлинно историческое полотно, соотнеся эпизод из древней истории с современностью, прославив в своей картине героическую борьбу народа Голландии против испанских завоевателей. Это одно из самых монументальных произведений художника. Выразительный прием, который Рембрандт использовал в своих поздних работах (например, в картине Артаксеркс, Аман и Эсфирь, ок. 1660),– размещение сидящих фигур почти у нижнего края холста – придает всем персонажам величественность, а всей сцене торжественность. Этому способствует и красочная гамма полотна, строящаяся на переливах серебрящихся в потоке света оттенков коричневого, зеленого и желтого цветов. К сожалению, судьба картины Ночной дозор постигла и это произведение. Заказчики потребовали его переделки. Вондель вообще полагал, что манера Рембрандта не соответствует характеру украшения главного здания города. В конце концов, заказ был передан Юриану Овенсу, малоодаренному художнику, возможно, даже учившемуся у Рембрандта.

Психологическая выразительность образов всегда была главной для Рембрандта. В полотне Артаксеркс, Аман и Эсфирь он вновь избирает сюжет, позволяющий наиболее ярко показать противостояние самых разных человеческих характеров и чувств. Жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь раскрыла заговор его визиря Амана, задумавшего истребить иудейский народ. Три персонажа представлены во время пира, устроенного Эсфирью, на котором она разоблачает коварство Амана и просит царя защитить ее народ. Излюбленные Рембрандтом аксессуары восточного быта имеют здесь не просто живописное, но и образное значение в передаче сюжета. Золотящиеся в потоке света мантия Эсфири и красочное восточное одеяние Артаксеркса выделяют их фигуры, олицетворяющие справедливость, на темном фоне, с которым почти слита фигура Амана, воплощающая коварство и зло.

1650-1660-е годы – период величайших творческих достижений Рембрандта. За эти два десятилетия он создал несколько сюжетных произведений, но особенно много работал в жанре портрета. Его вновь и вновь привлекали человеческая индивидуальность, постижение внутреннего мира человека в момент внутренних душевных изменений. В 1650-е годы Рембрандт создал серию портретов стариков и старух, а также своих близких – Хендрикье Стоффельс и Титуса, большое количество автопортретов, которых среди его работ насчитывается около сотни. Колористическое разнообразие его ранних работ сменяется в произведениях этого времени более строгой гаммой цветов, в которой доминируют коричневый, черный, красный, желтый и зеленый. Но поиск тональных отношений и эффектов освещения становится более заметным. Открытый мазок обретает пастозность, особую силу и свободу, а само его наложение – разнообразие. В результате этих живописных приемов цвет наделяется большей сложностью и глубиной, а построение объемной формы – монументальностью. Рембрандт в эти годы гораздо дольше работал над каждой из своих картин. В ходе этих сложных колористических поисков рождалась необычайно красивая живопись «позднего Рембрандта», покоряющая своей серебристой строгой и благородной цветовой гаммой. Поздняя манера художника в науке получила название «грубой», так как в ней теперь доминировала не виртуозная легкость, а кропотливый расчет, а сами приемы стали более свободными и разнообразными.

По материалам: Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.