Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В 1630-1640-е годы драматическая поэтичность и глубокий лиризм проявились не только в полотнах Рембрандта на сюжеты из Священного Писания, но и в пейзаже. Последний в этот период стал одним из ведущих жанров в его творчестве. После 1640-х годов художник уже реже обращался к пейзажу в живописи, создавая их в основном в техниках рисунка и офорта.

Мастера Голландии славились своими пейзажами, крупными центрами его развития были Харлем, Амстердам, Лейден, Утрехт (W. von Bode. Die Meister der Hollandischen und Flamischen Malerschulen. Leipzig, 1956). С XVI века существовали различные виды пейзажной живописи – марина, зимние сцены на льду, панорамный или равнинный («космический») пейзаж, изображение городских видов. Рембрандт изучал произведения своих современников – талантливых живописцев Яна ван Гойена и Геркулеса Сегерса. В его ранних рисунках и офортах сказалось влияние мягкой манеры Ван Гойена, изображавшего конкретные непритязательные мотивы, а в работах 1640-х годов и последующего времени – эмоционального искусства Сегерса, выдающегося мастера панорамного пейзажа (O. Benesch. The Drowings of Rembrandt. London, 1954).

Совершая прогулки в окрестностях Лейдена, а затем Амстердама, Рембрандт зарисовывал в альбом тростниковым пером простые мотивы голландского пейзажа: поля, луга, крестьянские дворы, мельницы на берегах рек, раскидистые деревья, шлюзы и мостики на каналах, средневековые постройки. Немецкий исследователь Ф. Лугт попытался проследить маршруты художника в Амстердаме и его окрестностях, написав книгу С Рембрандтом в Амстердаме (F. Lugt. Mit Rembrandt in Amsterdam. Berlin, 1920).

Красота рисунка Рембрандта заключена не только в выборе живописного мотива, но и в особом лаконизме графических средств, глубоко эмоциональной передаче состояния природы в моменты разлитых в ней покоя и тишины или в часы проявления ее стихийной силы. Рисунки он исполнял тростниковым пером, а затем, обобщая натурные мотивы, прорабатывал их размывкой кистью бистром (или черной акварелью), мелом или чернилами. В его пейзажных офортах сохранена чистота линейного рисунка, тонкая разработка в нем планов, характер взаимодействия света и воздуха в передаче световоздушной среды, которая играет большую роль в композиционном построении каждого рисунка. В гравюрах художника светотеневые контрасты, однако, всегда выглядят более насыщенными, так как неровные края процарапанных в металле бороздок-барб в зависимости от силы травления создают впечатление то светлой матово-бархатистой поверхности листа, то темных сгущенных пятен. Виртуозное владение штрихом в гравюре-офорте и сухой игле (поздние пейзажи художника 1650-х годов почти все выполнены в этой технике), однако, не способно передать ту особую «эскизную» легкость рисунка Рембрандта. «Он мог рисовать без контуров» (Э. Фромантен. Старые мастера. М., 1966, с. 253),– очень точно написал о его рисунке Эжен Фромантен. Но ряд гравюр художника, например его листы Пейзаж с тремя деревьями (1643) и Поместье взвешивателя золота (1651), навсегда сделали его имя для истории гравюры столь же значительным, как и для истории живописи.

Лист Пейзаж с тремя деревьями Рембрандт выполнил на офортной доске Геркулеса Сегерса. Он увлекался изучением его техники и потому скупал их. Повышенно драматические контрасты света и тьмы в этой гравюре, возможно, объясняются тем, что Рембрандту нужно было скрыть остатки травления Сегерса. Три огромных дерева, стоящих на равнине, постепенно оживают после промчавшейся здесь грозы. В небесной дали, у горизонта, уже ощущается победа света над тьмой, а три исполина, расправляющих ветви под порывом ветра, еще погружены в тень, хотя косые лучи солнца уже готовы пробиться и к ним сквозь плывущие над ними облака. Природа передана здесь в момент ее высочайшего напряжения, в своем вечном изменении. Подобной открыто эмоциональной передачи состояния природы еще не знало европейское искусство. Прием Сегерса, любившего в офорте изображать в горизонтального формата листах равнинный пейзаж с большой дистанции, во взаимодействии световоздушной среды небесного и земного пространства, Рембрандт использовал и в офорте Поместье взвешивателя золота. Панорама кажется бесконечной, она рождает ощущение величественного покоя. Фигурки людей, крестьянские домики, возвышающийся шпиль колокольни собора еще в большей степени подчеркивают «космичность» этого вида, растворяясь в нем.

Живописные пейзажи Рембрандта 1630-1640-х годов немногочисленны. В ранних он использовал более яркие, насыщенные краски (Пейзаж с мостиком, ок. 1637; Гроза, 1630-1640-е), в поздних – более темный колорит (Мельница, ок. 1645; Пейзаж со всадником, ок. 1659). «Одной только Мельницы Рембрандта достаточно, чтобы создать эпоху в искусстве. Это первая картина, в которой чувство передано лишь светотенью без помощи деталей» (Ч.-Р. Лесли. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964, с. 278),– написал о картине Мельница великий английский живописец Джон Констебл, восхищавшийся талантом Рембрандта – пейзажиста. Пейзажи написаны свободным мазком, усиливающим контраст света и тени. Рембрандт любит передавать в них таинственное мягкое серебристое вечернее освещение или красноватые отблески полуденного солнца на земле, растениях, постройках, мягкий свет насыщенных воздухом далей. На первом плане фигурки идущих или едущих на лошадях крестьян привносят ощущение глубокой человечности в его то более идеальные, то более конкретные пейзажные мотивы.

По материалам: Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.