Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Получив заказ на серию полотен Страсти Христа и тяжело пережив смерть отца, Рембрандт в 1631 году принимает решение переехать в Амстердам. Его жизнь на новом месте довольно быстро налаживается благодаря поддержке друзей и обилию заказов. Вместе с торговцем произведениями искусства Хендриком Эйленбюрхом он основывает в Амстердаме Академию живописи, реставрации и торговли картинами. У него появляются новые ученики – Герард Доу, Фердинанд Бол, а также Иорис ван Флит, который исполнял гравюры по рисункам Рембрандта. Художник увлекся собиранием произведений живописи и скульптуры, гравюр, оружия, тканей, необходимых ему для работы. Знакомство с кузиной Эйленбюрха, Саскией, дочерью покойного бургомистра города Лейвардена, оказывается счастливым для двух молодых людей. Остановившаяся у своего дяди, Пастера Сильвиуса, Саския пожелала иметь свой портрет кисти Рембрандта, и в мастерской художника на Бломграхт произошла их первая встреча. Став женой Рембрандта в 1632 году, она часто ему позировала.

Любовью и восхищением красавицей-женой пронизаны все портреты Саскии. На полотнах Портрет Саскии (1633), Саския (ок. 1635) она изображена в кокетливых шляпках с перьями, которые оттеняют очарование ее юности, красивые золотистые волосы, свежий цвет лица. На картине Флора (1634) она представлена в виде богини, в венчающей ее изящную головку цветочной гирлянде, в платье из яркой восточной ткани, с жезлом, увитым цветами. Первым на сходство с Саскией в этом портрете указал известный французский ученый Э. Мишель, в то время как не менее известный автор – немец В. Боде – полагал, что это изображение его сестры Лисбет (E. Michel. Rembrandt, sa vie, son oeuvre et son temps. Paris, 1893; W. Bode. Studien zur Geschichte der hollandischen Malerei. Braunschweig, 1883).

На любовь художника к своей модели указывает цветок гвоздики или мака в руке Саскии на картине Портрет Саскии с цветком (1641, Картинная галерея, Дрезден). Но, пожалуй, самый тонкий и лирический образ юной Саскии создан Рембрандтом в рисунке Саския (1632). «Это портрет моей жены в возрасте 21 года, сделанный в третий день после нашей свадьбы восьмого июня 1632 года»,– написал под рисунком художник.

С 1635 по 1639 год Рембрандт жил с Саскией в их новом доме на Ньеве Доеленстрат. Этот дом достался Саскии по наследству от покойной тетки. Совместная жизнь была счастливой, несмотря на то, что при неудачных родах Саскии погибли два ребенка. Родившегося в 1641 году третьего сына назвали Титусом. Он имел такие же красивые рыжевато-золотистые волосы и большие глаза, как у Саскии. Об этом самом счастливом времени в своей личной жизни Рембрандт рассказал в полотне, известном под названием Автопортрет с Саскией (ок. 1638), хотя считается, что на нем изображен сюжет из истории блудного сына. В военной форме, с рапирой на золотой перевязи у пояса, с бокалом в руке, держащий хрупкую Саскию на коленях, Рембрандт выглядит на картине вызывающе дерзким и счастливым щеголем. Ему действительно в эти годы сопутствовали любовь и удача.

Чудесным воспоминанием о счастливых годах в жизни Рембрандта навсегда осталась и его картина Даная (1636). Она, по-видимому, не предназначалась для продажи и оставалась в собственности художника до продажи всего его имущества с аукциона в 1656 году. Поэтому, как показала рентгенограмма, Рембрандт через десять лет (уже после смерти горячо любимой Саскии) переписал центральную часть картины, придав образу Данаи сходство со своей второй возлюбленной Хендрикье Стоффельс (Рембрандт. Произведения живописи в музеях СССР. Вступительная статья Е. Ю. Фихнер. Л.-М., 1964). Таким образом в облике Данаи воплотились черты двух женщин, которых любил художник. Сюжет из истории Данаи, дочери царя Аргоса Акризии, был популярен в нидерландской живописи еще в ХV-ХVI веках. Аргосский царь, которому было предсказано, что он умрет от руки сына Данаи, заключил свою дочь в башню. На вынужденное целомудрие героини намекают изображение плачущего Амура со связанными ручками, изображенного в резьбе ложа Данаи, и охраняющая молодую красавицу старая кормилица (E. Panofsky. Der gefesselte Eros (zur Genalogie von Rembrandts Danae). – Oud Holland, 1933, S. 193-217).

Но к Данае проник под видом золотого дождя, как гласит легенда, полюбивший ее Зевс. Рембрандт вместо золотого дождя, который должен был символизировать появление возлюбленного, изобразил поток света. Он освещает фигуру Данаи, с трепетом ожидающей явление Зевса. Художник создал образ не идеальной древнегреческой красавицы, а земной женщины, который покоряет женственностью и искренностью. Золотистые отблески света играют на украшающих запястья Данаи браслетах, ее чудесных рыжеватых волосах, перевитых драгоценностями, на ткани зеленовато-коричневых занавесок. Желтые, зеленые, красновато-коричневые цвета сплавлены в единой теплой колористической гамме, и каждый из них в потоке струящегося света являет свою тональную неповторимость. Тонкая цветовая гармония этого полотна позволяет ощутить красоту сюжета. И неважно, библейских или мифологических героинь представил художник (об этом долго спорили исследователи творчества художника) – Данаю, Вирсавию, Сару или Рахиль. В этом полотне он поведал зрителю о красоте и величии чувства любви, причем любви земной, которой подвластны и боги, и люди.

По материалам: Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.