Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Четыре автопортрета (Удивленный Рембрандт, 1630; Рембрандт с растрепанными волосами, ок. 1631; Рембрандт, глядящий через плечо, 1630; Рембрандт в меховой шапке, 1631), исполненные в технике офорта, указывают на то, с каким вниманием молодой художник изучал черты своего лица, пытался передать разнообразные оттенки своего настроения. Персонажи его ранних рисунков были люди из низов общества – нищие и калеки, которых он изображал без гротеска (Сидящий нищий, 1630; Нищий на деревяшке, 1630, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва). Совершенствуясь в рисунке, он часто изображал членов семьи – отца, мать (Портрет матери, ок. 1630), брата-калеку Герритса, избравшего ремесло башмачника Адриана, сестру Лисбет. Изучая подвижность старческого лица матери, он часто представляет ее в образе пророчицы Анны, читающей Библию (Читающая женщина <Портрет матери в образе пророчицы Анны>, ок. 1630), Адриана, Герритса, Лисбет, ее подругу Маргарету ван Меер – в образах святых Варфоломея, Петра, Павла, Магдалины.

Уже в ранних живописных полотнах лейденского периода (Валаамова ослица, 1626, Музей Конь-як-Жё, Париж; Побиение камнями Святого Стефана, 1625; Товит и Анна с козленком,  1626; Концерт, 1626; Размышление апостола Павла, 1629-1630; Иуда, возвращающий сребреники, 1629; Плач Иеремии о разрушении Иерусалима, 1630) проявился выдающийся талант Рембрандта, его умение превратить сюжет из Священного Писания или аллегорию в рассказ о жизни человека, его переживаниях, тайных помыслах и надеждах.

В картинах Валаамова ослица и Побиение камнями Святого Стефана на модные в Голландии XVII века сюжеты из Библии еще сильно повлияла манера Питера Ластмана, но свет в них передан более естественно, персонажи выглядят живее. Полотно Товит и Анна с козленком можно считать подлинным шедевром молодого Рембрандта. Оно очаровывает игрой красной и коричневой красок – «рембрандтовских цветов». Вместо «искусственного» освещения художник впервые изображает естественный свет, струящийся из окна комнаты и озаряющий интерьер своим сиянием. Этот свет преображает не только окружение библейских героев, внося в него человечность, но и их самих, величественных и одновременно напоминающих голландских крестьян, занятых своими повседневными заботами.

Картина Концерт написана на аллегорический сюжет из книги голландского писателя Якоба Катса Зеркало старого и нового времени. По-видимому, так Рембрандт представил одну из истолкованных в ней мудростей о том, что «любовь учит музыке». Величественная молодая женщина с книгой нот и музицирующие мужчины изображены в окружении музыкальных инструментов и старых книг. Популярная еще с XVI века в нидерландской живописи тема концертов трактована здесь художником с оттенком загадочности, с увлечением восточным колоритом, но и с привнесением бытовых элементов, характерных для голландской живописи его времени.

В полотнах Размышление апостола Павла и Плач Иеремии о разрушении Иерусалима Рембрандт уже со всей силой своего живописного дарования демонстрирует, каким изумительно властным орудием является в его руках изображение освещения. Свет окутывает фигуры Святого Павла и Иеремии, одиноко сидящего в келье и изображенного на фоне пылающего в пожаре Иерусалима. Он преображает тона неярких красок Рембрандта, которому становится подвластна передача «прозрачности темноты» и «воздушности сумрака». Оба мудрых старца изображены в традиции барочных возвышенных образов Ластмана, но уже с подлинно рембрандтовской психологической глубиной. Фигура задумавшегося Святого Павла возникает на фоне ярко освещенной стены кельи. В образе этого святого, как и всегда в образе Христа, Рембрандт воплотил самые высокие христианские, философские и нравственные понятия. Иеремия представлен на фоне проема в стене пещеры, на которой играют отблески пламени, губящего святой город. Иеремия представлен с чашей, наполненной сверкающими дарами царя Навуходоносора, освободившего его из темницы и осыпавшего драгоценностями. От себя Рембрандт добавил лишь ковер, усиливающий восточный колорит полотна и придающий сцене живописность. Сюжет этой картины, возможно, был заимствован художником из книги Иосифа Флавия Иудейские древности, в которой говорится о взятии Иерусалима Навуходоносором.

Большой удачей Рембрандта явилась и картина Иуда, возвращающий сребреники. Иудейские старшины получают деньги, а Иуда изображен мучимый раскаянием за предательство Христа – своего учителя. Каждый образ наделен особой психологической остротой, и благодаря этому вся сцена обретает повышенную эмоциональную выразительность. Повествование о судьбах библейских героев предстает как размышление художника о нравственных ценностях в мирской жизни, о вечных устоях в отношениях между людьми.

Это полотно Рембрандта было замечено Константеном Хейгенсом, секретарем герцога Фредерика Генриха Оранского, высокообразованным человеком, любителем искусства. Хейгенс прибыл из Гааги в Лейден на отдых и по совету Сваненбюрха посетил мастерские Яна Ливенса и Рембрандта. Он был восхищен этой работой и, по свидетельству современников, утверждал, что даже Апеллес не смог бы сделать столь выразительными этих героев, как сделал это «голландский мальчишка, мельник» (Цит. по: Г. Шмидт. Рембрандт. М., 1963, с. 110). Благодаря содействию Хейгенса Рембрандт получил заказ на серию полотен на сюжеты из Страстей Христа (1632-1636, Старая пинакотека, Мюнхен).

Хейгенс, как и учитель Рембрандта Сваненбюрх, тоже считал, что молодому талантливому живописцу следовало бы посетить Италию. Однако Рембрандт уже в конце 1620-х годов ощущал себя сложившимся художником. На автопортретах этого времени (1629, Старая пинакотека, Мюнхен; 1629, Германский национальный музей, Нюрнберг; ок. 1629, Рейксмузеум, Амстердам; 1629-1630, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль; 1631, Музей Малого дворца, Париж) он изображает себя с пытливым, чуть грустным взглядом, а различные костюмы – блуза с кружевным воротничком, широкое манто и берет – лишь служат эффектным обрамлением образа, в котором самым запоминающимся всегда остается лицо художника. В эти годы тема творчества часто привлекает Рембрандта. Он уже обретает известность не только в Лейдене, но и за его пределами. В полотне Молодой художник в своей мастерской (ок. 1629), длительное время приписывавшемся ученику художника Гераду Доу, он пытается рассказать о мучительных размышлениях, которые он испытывает, работая над каждой новой картиной. Маленькой выглядит фигурка юного живописца, вглядывающегося в холст, испытывающего тревогу и сомнения в процессе творчества.

По материалам: Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.