Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Творчество Рембрандта (1606 -1669) - одна из вершин в истории мировой живописи. Он был мастером XVII столетия - «золотого века» в искусстве Голландии и навсегда остался одним из самых ярких и «живых» художников прошлого, так как его произведения до сих пор обладают огромным воздействием на зрителя, приближая его к пониманию глубинных явлений человеческой жизни. Из эпистолярного наследия великого голландского живописца дошло всего семь писем, относящихся, скорее, к деловым бумагам. В них содержатся слова Рембрандта, вынесенные автором в один из эпиграфов к этой книге: «Картина закончена тогда, когда художник сказал в ней все, что хотел сказать» (Мастера искусства об искусстве. М., 1937, т. 1, с. 531). Эта фраза позволяет судить об истинно благоговейном отношении художника к своей профессии, о желании рассказать как можно более глубоко о человеке, о многогранной жизни его духа. Именно поэтому по истечении стольких веков, минувших со времени творчества этого гениального живописца, его картины на сюжеты из мифологии или Священного Писания, портреты, автопортреты, пейзажи заставляют видеть в них новый смысл, открывать новые, постигаемые лишь со временем и собственным взрослением откровения его искусства. Последние, как метко подметил Эжен Фромантен в книге Старые мастера, «исходили из живого и свободного духа» великого художника (О Рембрандте. М.-Л., 1936, с. 116).

Глядя на полотна Рембрандта, в которых столь глубоко раскрывается суть и дух человека, невольно задумываешься, каким же был он сам. Из немногих сохранившихся достоверных сведений о его жизни (воспоминаний его ученика Самуэля ван Хохстратена, упоминаний его современника Константена Хейгенса, книг первых биографов художника Яна Орлерса и Арнольда Хоубракена) можно судить, что Рембрандт был «сильно чувствующей и не очень красноречивой натурой» (Там же, с. 117). Он имел неровный и даже несколько суровый характер, мешавший ему в отношениях с людьми, от которых зависела его судьба. Конфессиональная принадлежность художника вызывает сомнения. Неизвестно, был ли он сторонником протестантизма, то есть вдохновлял ли его трезвый рационализм учений Лютера и Кальвина, идеи которых разделяло большинство населения Голландии после завершения нидерландской революции и национально-освободительной войны против испанского владычества в начале XVII века. В его творчестве много произведений, проникнутых духом католицизма, и тех, в которых можно найти соответствия различным учениям протестантского толка. Но глубокая религиозность Рембрандта несомненна, он хорошо знал Библию, вдохновившую его на создание многих, связанных с ее темами картин.

Немногие современники понимали степень его одаренности, и при жизни он не был окружен особыми почестями. Из кратких сведений о жизни художника известно о его мужестве, позволившем пережить годы относительного благополучия в молодости и унизительной нищеты в старости. Из-за своей увлеченности работой и неумения вести финансовые дела он потерял состояние, но его творческая энергия не ослабела до конца дней. Полотна «позднего Рембрандта», в которых проявились все его живописное мастерство и особая жизненная мудрость, поражают своей человечностью и философским отношением к окружающему миру еще в большей степени, чем его ранние шедевры.

О Рембрандте писали многие известные авторы. Иоганн Вольфганг Гёте в статье Рембрандт-мыслитель (1813) отметил «неповторимость гения», чье искусство соответствовало «золотому веку» в развитии голландской культуры (Там же, с. 21). Ипполит Тэн в книге Философия искусства восторгался созданным художником новым жанром живописи – групповым портретом, его умением открыть в «неодушевленном мире самую полную и выразительную драму» (Тэн имел в виду завоевания Рембрандта в пейзажной живописи), после чего художнику оставалось «лишь на фоне драмы природы изобразить человеческую драму» (Там же, с. 28). В уже упоминавшейся книге французский писатель Эжен Фромантен с восхищением писал о живописном мастерстве Рембрандта: «Она (его светотень. – Е.Ф.) легка, воздушна, туманна, молчалива, она окружает обаянием то, что убегает от нас, возбуждает наше любопытство, придает очарование моральной красоте, сообщает грацию высоким помыслам, словом, она полна чувства и настроения, таит в себе неясное, неопределенное и бесконечное – грезу и идеал» (Там же, с. 71). Лучше не скажешь о «светотени Рембрандта», которая являлась его мощным орудием в передаче, действительно, не только правдивости форм и цвета, но и его «грез и идеалов».

Особой гранью творчества художника была гравюра. Будучи великолепным рисовальщиком (он рисовал сангиной, гусиным и тростниковым пером, бистром с отмывкой кистью), Рембрандт был еще и выдающимся гравером. Он создал около 300 гравюр в технике офорта, пришедшей на смену господствовавшим до начала XVII века ксилографии и резцовой гравюре, разработал специальную технологию офорта (Офорт (в переводе с французского «крепкая водка») – техника, при которой рисунок процарапывается иглой по лаку, покрывающему металлическую доску, а затем протравливается кислотой. Протравленные линии после удаления лака заполняются краской, и с доски под прессом делается отпечаток на влажной бумаге. Сама техника и получаемый оттиск называются «офорт»). Эта техника гравюры помогала достигать исключительного богатства тональных переходов в передаче света и тени при изображении предметов неживой природы и особой тонкости в передаче психологических оттенков человеческих чувств. Его главным учителем в технике офорта был талантливый голландский художник Геркюлес Сегерс, гравюры и доски которого Рембрандт коллекционировал. Он знал, возможно, и работы Жака Калло, Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Федерико Бароччи. Офорты Рембрандта порой воспроизводят собственные рисунки, служат эскизами к живописным полотнам или являются повторениями их сюжетов. «Нет никого, кто не поставил бы его (Рембрандта. – Е.Ф.) как гравера выше всех граверов» (Цитата по: О Рембрандте, М.-Л., 1936, с. 116),– писал Эжен Фромантен.

Жизнь Рембрандта была связана с двумя городами Голландии – Лейденом, в окрестностях которого он родился в 1606 году, и Амстердамом, куда переехал в конце 1631 года и где оставался до конца своих дней. Поэтому его творчество принято делить на два периода – лейденский и амстердамский. В отличие от Питера Пауля Рубенса, чьи алтарные образы украшают соборы столицы его родины – Антверпена, картины Рембрандта находятся в музеях Амстердама. Самым большим собранием его графики обладает Рейксмузеум. Соотечественники гордятся его искусством, и другой великий живописец Голландии, Винсент Ван Гог, изучая в Амстердаме наследие художника, напишет в одном из своих юношеских писем: «Любовь к книгам так же священна, как любовь к Рембрандту; я даже думаю, что они дополняют друг друга» (Ван Гог. Письма. Л.-М., 1966, с. 56).

Рембрандт Хармен ван Рейн родился 15 июля 1606 года в семье мельника Хармена Герритса ван Рейн и дочери булочника Нелтье Виллемсдохтер ван Зейдтбраук. Мельница была расположена рядом с рекой Рейн, откуда и возникло прозвище их семьи «Ван Рейн» (Hou braken`s Arnold. Grosse Schaubuch der niederlandischen Maler und Malerinnen. Wien, 1880, Bd. I, S. 217-218). Он воспитывался вместе со старшими братьями Герритсом и Адрианом, а также с младшей сестрой Лисбет. Несмотря на семейное ремесло, в девять лет начал посещать латинскую школу, а в четырнадцать – университет, открытый в Лейдене принцем Вильгельмом Оранским. Лейден был одним из культурнейших городов Голландии, которая в начале XVII века после революции и национально-освободительной войны стала буржуазной республикой и получила свое название «Голландия» от названия главной в существовавших до революции Семи объединенных провинциях Северных Нидерландов. Процветавшие в Голландии экономика, торговля, наука, культура выдвинули родину Рембрандта в число передовых европейских стран; этому способствовало и распространение там протестантизма, освободившее развитие светской культуры от опеки католической церкви. Город Лейден был славен своим героическим сопротивлением испанским завоевателям, университетом, зодчими, а также своей художественной школой, подобно Амстердаму, Харлему, Утрехту, Делфту или Гааге, где много работало талантливых художников. В университете Рембрандт изучал право и теологию, но увлечение живописью превалировало над склонностью к наукам. С 1619 года он стал посещать мастерскую известного лейденского живописца Якоба Изакса ван Сваненбюрха, человека, долго жившего в Италии и женатого на неаполитанке. Освоив навыки ремесла, Рембрандт в 1624 году переехал в Амстердам и поступил в обучение к Питеру Ластману, известному мастеру исторической живописи, в мастерской которого пробыл полгода или год. Он жил в Амстердаме, в доме Ластмана в квартале Синт Антонис Бреестрате, занимался вместе с другими обучавшимися здесь юными художниками, в частности с его другом еще по Лейдену, сыном обойщика Яном Ливенсом и аристократом Аллартом ван Хорн. В доме Ластмана и Хорна бывали представители голландской интеллигенции, и там молодой Рембрандт встречался с хирургом Николасом Петерсом, известным под именем доктор Тюльп (так как на фронтоне его дома в Амстердаме был высечен тюльпан), немецким писателем Иоахимом фон Зандрартом (он оставил воспоминания о встречах с Рембрандтом в Амстердаме), поэтом Иостом ван Вонделем.

Ластман, хорошо знавший и любивший итальянскую живопись, подражавший манере итальянских мастеров, удивлялся нежеланию своего самого одаренного ученика ехать в Италию – подлинную «Мекку художников». Рембрандт копировал полотна учителя, но ему не нравилась в них искусственная театральность поз и жестов персонажей, излишняя вычурность барочных композиций, руины античных построек, вводимые в пейзаж. Вскоре творческие расхождения между ними стали неизбежными. Возвратившись в Лейден, Рембрандт открыл здесь свою мастерскую, по-видимому, с помощью гуманистов Петруса Скривериуса и Гаспара Бархеуса. У него появились собственные ученики.

По материалам: Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.