Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Эль Греко

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Седьмого апреля 1614 года Эль Греко скончался, оплакиваемый друзьями и почитателями его таланта. Он был погребен в толедской церкви Сан Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми созданными на испанской земле живописными произведениями. Тело Эль Греко покоилось в саркофаге из порфира. Поэты Луис Гонгора и фра Ортенсио Парависино посвятили его памяти проникновенные сонеты.

Хотя склеп в церкви Сан Доминго эль Антигуо был собственностью семьи Эль Греко, который специально для него написал замечательное Поклонение пастухов (ныне в Прадо), и в этом склепе была похоронена его невестка, по неизвестным обстоятельствам тела усопших в 1618 году перезахоронили в церкви Сан Торквато. Через некоторое время церковь была разрушена, погребение исчезло.

Такова судьба многих великих деятелей испанской культуры. В Мадриде затеряны погребения Сервантеса, Лопе де Веги, Кеведо, Веласкеса. То, что отчасти объяснимо для такого большого, непрестанно перестраиваемого и хаотичного города, как Мадрид, кажется странным, необъяснимым для небольшого, замкнутого Толедо.

Пышные похороны, фамильный склеп, саркофаг из порфира, поэтические восхваления — все это постепенно забылось, исчезло, ушло в прошлое. В городе сохранилось только одно свидетельство, пронзительное по своей житейской прозе. Обнаруженная исследователями в приходской церкви Сан Томе запись умерших в апреле 1614 года включает восьмимесячную толедскую девочку и через несколько дней, 7 апреля, Доменико Греко, получившего последнее соборование в церкви Сан Доминго эль Антигуо. Ниже следует скупая строка: «Оплачена свеча». Художник утерял свое настоящее полное имя и записан так, как его знали прихожане и жители города.

Искусство Эль Греко все больше и больше забывалось его соотечественниками. Представление о «великом философе» уступило место представлению о человеке, обуреваемом гордыней, «человеке со странностями». Художники-романтики XIX века искали в его произведениях созвучные их живописным устремлениям черты. С легкой руки писателя и художника Теофиля Готье, посетившего в 1840 году Испанию, сложилось мнение об Эль Греко как о «гениальном безумце».

Подлинное открытие Эль Греко в начале XX века превратилось в своеобразную сенсацию. Он стал одним из известнейших мастеров прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства; его творчество породило обширную научную литературу. Живописцы левых течений превозносили Эль Греко за то, что он помог им освободиться от академической рутины, объявили своим предтечей. В повышенном внимании к толедскому мастеру отражались идеи, вызванные к жизни кризисом современной европейской действительности; его мироощущение, человека позднеренессансного времени, стало средоточием понятий, представлений, претензий эпохи XX столетия с ее широким кругом исканий — от религиозно-философских концепций до формотворчества модернизма.

По материалам: Эль Греко. Ред. Е. Галкина. Текст Т. П. Каптерева. М.: Белый город, 2005. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.