Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Эль Греко

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Через все творчество мастера проходит стремление изобразить божественное чудо, создать образ потустороннего мира.

В решении этой темы он даже в поздних работах сохраняет приметы реальности, сюжетную драматургию, условное ощущение окружающей среды. Огромное полотно Снятие Пятой печати (1608-1614) подводит итог долгим исканиям. Откровение Иоанна Богослова с его глубочайшим мистицизмом исключает какую-либо конкретную иллюстративность. Может быть, Эль Греко впервые и в отличие от других великих мастеров так дерзновенно осознал, что решение эсхатологической темы общепринятыми изобразительными приемами невозможно.

Снятие Пятой печати — одна из последовательных мистических акций, совершаемых Агнцем Божьим с символом Божественного Откровения — Книгой о семи печатях. Вспомним, какое широкое и многозначное значение получило это понятие, в основном как сокровенное, запретное, непознаваемое и таинственное, в истории человечества. При снятии Пятой печати из разверзшихся могил встают мученики, гневно требующие возмездия за свои страдания и жертвы.

Еще издали, сквозь анфиладу залов Нью-йоркского музея, картина действует буквально гипнотически. Зритель, даже не зная ни названия картины, ни ее автора, не улавливая до конца смысла изображенного, сразу же захвачен ее необычайной силой. Главное здесь — свет и цвет. Звучность и красота красок превосходит возможности масляной живописи. На огромном полотне в бездонном пустом пространстве, в вихре светлых облаков изображены мечущиеся бестелесные обнаженные существа, оконтуренные волнистой линией, фигуры которых словно колеблет движение ветра. Среди мира теней на переднем плане до грандиозных размеров вырастает фигура коленопреклоненного Иоанна Евангелиста, воздевающего к небу руки в страстном пророческом экстазе. Его изображение, одновременно вдохновенное и нелепое, удивительно даже для Эль Греко. Похожая на ствол обрубленного дерева с тянущимися вверх ветвями рук непомерно высокая фигура (ведь пророк стоит на коленях), окутанная громоздящимися складками одежды, она показалась бы даже пугающей, если бы не цветовое звучание этой одежды. Ее пронзительный светлый голубовато-серо-стальной тон — воплощение почти астрального холода, чистоты, необычайной одухотворенности. Цвет выделяет образ пророка как существа высшего, неподвластного земным реалиям, оттеняет его экстатический порыв, духовную силу.

Фигуры мучеников — мужчин и женщин — в цвете более телесны, словно вырастают из коричневато-розовой почвы. Четыре из них изображены в центре на фоне развеваемой ветром ярко-желтой ткани, сияющей ярче золота. Скользящий свет то загорается вспышками, то обесцвечивает краски добела, то сгущает их в тени до сумрачной темноты.

В мире мистических видений позднего Эль Греко связь с реальностью всего ощутимее сохраняет образ любимого им Толедо. На склоне лет он написал два его знаменитых пейзажа.

Заказанный госпиталем Сан Хуан де Афуэра Вид и план Толедо — панорамное изображение города с его домами и тщательно переданными памятниками архитектуры, широко и плавно раскинувшегося на плоском холме. Написанный в светлой тональности, он напоминает спаянное воедино хрупкое драгоценное изделие. Мазки положены так легко, что видны нити холста. Такого Толедо, умиротворенного, окутанного серебристым ясным светом, мы не знаем в творчестве мастера. Картина воспринимается как признательная дань художника красоте и величию удивительного города, слитого с окружающей природой под грандиозным перламутровым небом. Внешние приметы правдоподобия не исключают, однако, оттенка ирреального. Выдвинутый на авансцену и держащий в руках план города бледный юноша, написанный размыто, в тусклых зеленоватых тонах, в такой же степени условен, как и туманно-золотистая обнаженная аллегорическая фигура с опрокинутым сосудом слева, символизирующая реку Тахо. Природа и город лишены ощущения устойчивой опоры, земной тверди.

Произведением глубокого философского смысла предстает знаменитый Вид Толедо. Его решение многопланово и все построено на контрастном сопоставлении движения и застылости, оцепенения и одухотворения, беспредельности и замкнутости. Как всегда в творчестве Эль Греко, в нерасторжимом единстве звучат тема земли и тема неба. Но земля более пассивна, скована; силуэт словно отлитого из серебра, встающего на холмах Толедо кажется безжизненным, река Тахо, изливающая свои воды голубовато-серым потоком, предстает в виде неподвижного омута, композиционные линии почвы замыкаются в форме овалов и полуовалов. Напротив, небо — само воплощение бурного движения; темно-синее, почти черное на горизонте, оно наполняется светом и выше, охваченное вихрем подсвеченных изнутри гигантских облаков, горит серебристо-белыми вспышками. Оцепенелая земля получает этот динамический заряд и ловит отсвет жизни неба. Город зубцами своих крепостных башен бежит по тянущимся вдаль холмам, туда, где горят фосфоресцирующие зеленоватые отблески зарниц, дороги вьются в гору, контраст яркой зелени лугов и более темных деревьев отражает тень и свет от несущихся облаков, растительность напоминает разметанный ветром веерообразный ковыль. Одним ударом кисти, зигзагом изображены маленькие фигурки людей на берегу реки, на дороге, они не больше чем знаки, иероглифы жизни. Облик Толедо запечатлен Эль Греко с большой точностью. Но созданный им пейзаж обладает величием почти космического характера. Глубоким трагизмом веет от этого фантастически прекрасного города-мира с его призрачной жизнью, возникающего в виде тревожного и далекого миража.

Изображая Толедо, город, который стал его родиной, жизнью, домом, Эль Греко вложил в этот образ свой сокровенный мир переживаний. Это произведение — своего рода автопортрет художника, рассказывающий о нем больше, чем все его предполагаемые изображения. Оно не было по времени его последним созданием. И все же именно в Виде Толедо ощущается финал творчества Эль Греко.

По материалам: Эль Греко. Ред. Е. Галкина. Текст Т. П. Каптерева. М.: Белый город, 2005. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.