Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Эль Греко

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Стремление художника подчеркнуть в образах святых старцев ведущую черту их характера подчас приводило его к резкому субъективному заострению изобразительных приемов. Интенсивность характеристики кажется доведенной до предела в картине, где святой Иероним изображен в виде кардинала (около 1595-1600, лучшие варианты — Музей Фрик, Нью-Йорк; Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Это образ огромной, испепеляющей силы духа. Непомерно вытянутая фигура седобородого старика-кардинала с неестественно маленькой головой и длинными руками замкнута очертанием строгого пирамидального силуэта. Бледность истомленного лица контрастирует с пронзительно розово-малиновым тоном кардинальской мантии; взгляд темных глаз, горящий и пронизывающий, устремлен на зрителя. Изображение святого Иеронима, яркое по колориту, лаконичное, продуманное до мельчайших деталей, воспринимается как своего рода отточенная художественная формула. В музее Фрик, где картины развешаны довольно тесно, можно убедиться, насколько невыгодно для других полотен соседство с полотнами Эль Греко.

К числу странных, словно утрированных образов живописца принадлежит Святой Бернардин Сиенский, созданный в 1603 году по заказу коллегии францисканцев Сан Бернардино в Толедо. Представленная на фоне огромного облачного неба со смутными очертаниями города вдали непомерно высокая фигура молодого босого монаха в суровом однотонном одеянии францисканца подобна бестелесному призраку; его худое треугольное лицо с острой бородкой, асимметричными чертами и запавшими разными глазами печально, почти горестно. Святой Бернардин (1380-1440) — выходец из семьи итальянской знати, юношей принявший монашество францисканцев, широко известный в Италии миссионер и основатель культа имени Христа. Художник стремится напомнить об этом и помещает прямо на земле три тщательно выписанные митры, которые обозначают епископства Сиены, Феррары и Урбино, связанные с деятельностью святого, а в правой руке — высокий жезл с буквами, символ этого культа. Парадным антуражем вокруг аскетической, более чем скромной фигуры монаха служит написанное Хорхе Мануэлем архитектурное обрамление в духе неоклассицизма — большая арка между двух колонн. Однако из всех святых Эль Греко святой Бернардин кажется самым пассивным, одиноким, беззащитным.

Исключительно сложные задачи встали перед мастером при создании серии апостолов (по-испански — апостоладос) — больших циклов, многие из которых оказались ныне рассеянными по разным музеям. В каждой серии по шесть поясных или погрудных изображений должны были справа и слева обрамлять центральное изображение Христа. Мастер стремился достичь разнообразия душевных состояний апостолов при единстве того общего, что объединяет между собой учеников Христа. Облик апостолов не наделен резкими характерными отличиями, в его основе лежат сходные между собой узколицый и высоколобый эльгрековские типы. Вся сила выразительности заключена в жестах рук и особенно в аскетических лицах апостолов, то погруженных в свои думы, то отрешенно взволнованных, но словно освещенных пламенем внутренней страсти. Ниспровергая церковные шаблоны, Эль Греко создал совершенно новый тип изображений — образы философов, проповедников, мыслителей, ясновидцев, божьих избранников, которых роднят и объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.

Живописный эффект серий построен на вариации тонов одежд — коричневато-зеленых и бледно-голубых, зеленоватых и серых, желтых и голубых, малиново-розовых и зеленых, голубых и розовых. Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура. Написанный в гамме зеленого, черного и белого, апостол Лука обращает к зрителю раскрытую книгу с изображением Богоматери, некоторые исследователи считают, что это автопортрет Эль Греко. Хрупкий задумчивый юноша Иоанн Евангелист, любимый ученик Христа, визионер, создатель Апокалипсиса, держит отравленную чашу, которую покидает змееподобный демон яда. Апостол Варфоломей, молодой, чернобородый, чернокудрый, с мертвенно бледным удлиненным асимметричным лицом и странно отсутствующим косящим взглядом блестящих глаз, облаченный во все белое, кажется неистовым в своем пророческом безумии. Поражает его ярко выраженный семитский тип, невиданный в католической иконографии. Излучающий внутреннее возбуждение образ апостола словно развивается на наших глазах и тем не менее остается в чем-то неосознанным до конца. Кажется, что это произведение создано мастером в момент наивысшего творческого озарения.

По материалам: Эль Греко. Ред. Е. Галкина. Текст Т. П. Каптерева. М.: Белый город, 2005. - 48 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

На страницу художника

К списку зарубежных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.