Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Васильев Фёдор Александрович

(1862 - 1930)

Васильев Фёдор АлександровичВасильев Фёдор Александрович [10(22).2.1850, Гатчина, ныне Ленинградской области,– 24.9.(6.10).1873, Ялта], русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в Академии художеств (1871). Был близок с И. Н. Крамским. Исключительно одаренный, Васильев своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русском искусстве. В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения Васильева проникнуты одухотворенностью, романтическим волнением. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 («Возвращение стада», «Перед дождем» - оба в Третьяковской галерее), запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Большое значение для творчества Васильева имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). Итогом ее явились рисунки и живописные произведения («Вид на Волге. Баржи», 1870, Русский музей, Ленинград; «Волжские лагуны», Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы. По возвращении в Петербург Васильев создал одно из главных своих произведений – «Оттепель» (1871, Третьяковская галерея). Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несет в себе большое социально содержание. В 1871 Васильев заболел туберкулезом и переселился в Ялту. В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией; это – синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя работа Васильева – «В крымских горах» (1873, Третьяковская галерея) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединенных общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В творчестве Васильева проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860-70-х гг. стремление сделать пейзаж одухотворенным, выражающим передовые общественные идеалы.

Литература: Фёдоров-Давыдов А., Ф. А. Васильев (1850-1873), М., 1955; Мальцева Ф. С., Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки, в. 2, М., 1959.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 4. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.