Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Поленов Василий Дмитриевич

(1844 - 1927)

Поленов Василий ДмитриевичПоленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург,– 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово  Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской Академии художеств (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской Академии художеств (1863 – 71). Пенсионер Академии художеств в Италии и Франции (1872 – 76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877 – 78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 – передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно-европейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерея); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х годов большое место в творчестве Поленова занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все – в Третьяковской галерее). Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленовым на Ближнем Востоке и в Греции (1881 – 82), послужили материалом к картине «Христос и грешница» (1886 – 87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном – обновить живописную систему академизма. БОльшую убедительность тяготение Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине «Больная» (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску.

Для пейзажей Поленова, посвящённых родной природе, с середины 1880-х годов характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма («Золотая осень», 1893, Музей-усадьба имени В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910 – 18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882 – 95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики Поленова: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие. В 1905 Поленов вместе с В. А. Серовым направил в Совет Академии художеств протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 – Поленово, Тульской области) Поленовым был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками Поленова в дар государству).

Литература: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 издание, М.-Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.

В. А. Марков

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 20. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1975. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.