Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Верещагин Василий Васильевич

(1842 - 1904)

Верещагин Василий ВасильевичВерещагин Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии,– 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-баталист. Учился в петербургской Академии художеств 1860-63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864 – 1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкую (1877 – 78) и русско-японскую (1904 – 05) войнах. Свои картины Верещагин писал главным образом на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, Верещагин объединял свои картины в тематические серии [«Туркестанская» серия (1871 – 74), «Балканская» серия 1877 – 78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887 – 1904) и другие]. По демократической направленности своего творчества Верещагин был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке Верещагина батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, Верещагин с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [«После неудачи (Побежденные)», 1868, Русский музей, Ленинград; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, Верещагин неоднократно шел на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, Верещагин порой обличал ее с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой Верещагина является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжелый труд (триптих «На Шипке все спокойно!», 1878-79, местонахождение не известно). Выступая против завоевательных войн («Апофеоз войны», 1871 – 72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм («Торжествуют», 1872, там же), колониализм («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884), Верещагин показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 «Не замай – дай подойти!», 1887 – 95, Исторический музей, Москва). Верещагин много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874 – 76, Третьяковская галерея; «Зырянин», 1893 – 94, Русский музей; «В горах Алатау», 1869 – 70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874 – 76, обе в Третьяковской галерее). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приемы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.

Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, Верещагин устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. Верещагин выступал и как писатель-публицист. Творчество Верещагина, встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.

Сочинения: На войне в Азии и Европе. Воспоминания. М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.

Литература: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в книге перечень литературных работ Верещагина и его произведений, хранящихся в музеях СССР, а также подробная библиография).

В. М. Датунов

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 4. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.