Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Левицкий Дмитрий Григорьевич

(1735 - 1822)

Левицкий Дмитрий ГригорьевичЛевицкий Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (?) – 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752 – 55). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е – начало 1780-х гг.– период расцвета творчества Левицкого. Уже в портрете А. Ф. Кокоринова (1769 – 70, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Левицкий выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и других произведениях (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773; оба – в Третьяковской галерее) общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 17 – 18 веков и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773 – 76, Русский музей) Левицкий создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространственного решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Левицкого; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773 – 74, Музей искусства и истории, Женева; Н. А. Львова, 1773 – 74, Литературный музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я. Е. Сиверса, 1779; все три – в Третьяковской галерее; И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей русского искусства). С начала 1780-х гг. в творчестве Левицкого сказывается влияние классицизма: в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Левицкий был близок. Со 2-й половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Левицкого рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в русском народном костюме, 1785, Третьяковская галерея; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е гг., Русский музей). Однако и в поздние годы Левицкий создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты: дочерей А. И. Воронцова, около 1790, Русский музей; неизвестного со сфинксом, 1790-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого – одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 века, его преподавательская деятельность (в 1771 – 87 он возглавлял портретный класс Академии художеств) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Л.– П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и других).

Литература: [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1864.

Т. В. Алексеева.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 14. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.