Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Дейнека Александр Александрович

Глава пятая (1 2 3 4 5 6)

Послевоенный период

Панно и росписи мирной эпохи Педагогическая деятельность Скульптурные работы Мастер натюрморта Серия мозаик «Люди Страны Советов» Типические образы современников

Творчество Дейнеки послевоенных лет развивается под воздействием изменившихся социальных представлений и новых духовных факторов. После пережитых народом бедствий перспектива мирного неомраченного бытия казалась особенно радужной и заманчивой. Пафос окружавшей художника жизни был уже иной, на ее облике сказывался опыт людей, прошедших страшную войну, заново изведавших меру добра и зла, другими глазами смотревших на мир. Дейнека не сразу переключается на мирную тематику, продолжает до середины 1947 года интенсивно работать над графическим циклом «Москва военная». Эта своеобразная летопись прифронтового быта столицы, возникшая на основе зарисовок, сделанных автором в трудные месяцы обороны Москвы, несет в себе заряд суровой реалистической правды, рисует действия, поступки людей, живущих на пределе человеческих сил и возможностей. «Таких "выигрышных" ситуаций,— писал художник,— будни труда не дают. Но это только так кажется. Простота и скромность, я бы сказал, застенчивость простых картин мира — другая. Благодарна тема мира для художников. На смену стремительности, перенапряжению сил приходят убедительная ритмичность труда, величие размышлений народа по созданию благополучия государства».

Еще в 1944 году, накануне Великой Победы, Дейнека пишет полотно «Раздолье», в котором изображает жизнь такой, какой бы хотел ее видеть после окончания войны, исполненной кипения молодых сил, свежих чувств, мыслей, сильных высоких стремлений. Сходное содержание, но с более спокойной, размеренной интонацией передано в серии цветных акварелей, посвященных Подмосковью. Это интенсивные по колориту солнечные пейзажи «В парке. Михайловское», «На даче», «Пейзаж с прудом» (все — 1946). Новое состояние жизни проникло в поэтику дейнековского искусства, видоизменило его жанровые границы, повысило значение перспективной глубины, воздушной среды, цветовой оркестровки мотива. Возрастает роль мизансцен, более замедленным и постепенным становится ритмический порядок форм. Экспрессивный лаконизм уступает место лирической повествовательности, более обстоятельной характеристике предмета изображения.

В своей первой большой композиции «Донбасс» (1947) Дейнека обратился к знакомой шахтерской теме. Вообще использование хорошо апробированных сюжетов ранней поры творчества будет частым явлением в практике Дейнеки послевоенных лет. При этом старый мотив служил канвой для нахождения новой композиционной ситуации, отвечавшей общественным устремлениям данного времени.

В общих чертах композиционная завязка полотна «Донбасс» напоминает изобразительную фабулу картины «На стройке новых цехов» (1926). В обоих случаях фоном для действия служит индустриальный пейзаж, и там и здесь на первом плане доминируют фигуры молодых работниц, олицетворяющие трудовые усилия народа. Однако близкие по сюжетному зачину произведения наполнены разным идейным и пластическим содержанием, отражают дух и колорит различных исторических эпох. Персонажи ранней картины образуют динамичную группу, ведут интенсивный, пластически красноречивый диалог о будущем. Их облик, действия являются сплавом поэтической мечты и суровой реальности. Экспрессивный, метафорически плотный язык полотна сообщает представленной сцене ощутимый привкус волнующей легендарности, романтической окрыленности.

Эпизод, запечатленный на полотне «Донбасс», сохраняет видимость реального происшествия, достоверность которого закреплена единством места и времени, множеством правдивых подробностей. В отличие от романтически преображенных образов раннего полотна действующие лица поздней картины проникнуты более лирическим настроением. Их облик возвышен над прозой обыденной жизни, но эта приподнятость выдержана в колорите и тональности другой эпохи. Энтузиазм тружениц, возводящих цеха новых заводов, не столько обращен к сиюминутной реальности, сколько устремлен в завтрашний, ослепительно прекрасный день социалистической эры. Переживания главной героини картины «Донбасс» также ассоциируются с радостной перспективой бытия, но при этом теснее и непосредственнее соотнесены с конкретной производственной обстановкой, задачами текущего исторического момента.

Однако, будучи в известном родстве с творческой концепцией раннего полотна, замысел картины 1947 года передан иным, более повествовательным способом. В изложении темы художник в большей степени опирался на предметную среду и сюжетный рассказ, нежели использовал содержательный пафос пластической формы, ассоциации, исходящие от пространственно-временной структуры произведения. Отчасти эта перестановка акцентов была связана с нараставшим в творчестве художника стремлением к более прямому изображению реальности. Но если, с одной стороны, тщательная характеристика персонажей и окружающей обстановки как бы усиливала фактическую достоверность представленного эпизода, то с другой стороны, несколько ослабляла смысловую выразительность, заключенную в композиционном решении сюжетной затеи.

Совершенно очевидно, что эволюция дейнековского мастерства в указанном направлении, несомненно, была сопряжена не только с определенными приобретениями, но и серьезными утратами.

Своих наивысших результатов художник достигал, используя в полную силу метод композиционного суммирования и пластического сгущения впечатлений, преобразуя жизненный материал через систему выразительных форм и линий.

Интересный след в творческой биографии художника оставила его поездка в Австрию 1947 года. За время недолгого пребывания в Вене и знакомства с ее окрестностями он исполняет внушительное количество зарисовок, в которых решает те же задачи, что и в путевых набросках зарубежного цикла 1935 года. С особым увлечением Дейнека рисует горожан, заполняющих улицы австрийской столицы, подмечая и акцентируя в облике случайных прохожих штрихи, характерные для людей разных профессий, возрастов, жизненных судеб. Выразительный типаж нередко закомпонован в единстве с архитектурным пейзажем, играющим не только роль контрастного фона для фигур первого плана, но и наделенным часто признаком глубокой пространственной среды.

Однако если в картинах того же года динамика взаимодействия первопланных форм и удаленных предметов несколько ослабевает, то в рисунках австрийской серии она еще достаточно энергично выражена. На остром противоречии разных точек зрения построена композиция листа, где крупным планом изображены две молодые нарядные женщины, идущие быстрым шагом вдоль фасадов разновысотных домов со следами минувших бомбежек. Верхняя часть больших зданий кажется более приближенной к зрителю, чем деревья и постройки, расположенные в средней части изображения. Благодаря неожиданному смещению пространственных планов и внезапному масштабному сокращению форм движение человеческих фигур обретает повышенную динамическую ощутимость.

В работах австрийского цикла необычно сочетание объемно-пространственного способа изображения с подчеркнуто декоративной трактовкой мотива в цвете. Цветовая неожиданность рисунков имела под собой объективную почву, диктовалась желанием мастера как можно острее выразить национальную специфику страны, колорит ее природы, своеобычный дух эстетических традиций народа, сохранившего вкус к яркой звучной раскраске, орнаментальному началу в одеждах и домашней утвари, в архитектуре небольших провинциальных городков. Выразительность городских пейзажей часто основана на контрасте светлого, прозрачного неба с густым, непроницаемо плотным тоном архитектуры, фактура которого внезапно и резко перебивается интенсивными ударами желтой, синей, красной или зеленой краски, взятой в полную силу.

Однако при всей заботе о декоративном наряде изобразительного решения Дейнека прежде всего стремился нащупать закономерную пластическую структуру мотива, выявить рациональное зерно художественной конструкции графическим способом. Поэтому идея задуманной композиции вначале находит выражение в системе линейных контуров и плоскостей, цвет которых художник держит в памяти и лишь на завершающей стадии работы насыщает им форму в нужных качествах и пропорциях.

Тесное содружество цвета и контурной линии в рисунке «Вена. Стефанкирхе» (1947) делает отчетливо различимой органную ритмику форм знаменитого готического собора, хорошо выявляет несколько угрюмую красоту его архитектурного убранства. Запечатлевая главную достопримечательность Вены — средневековый собор св. Стефана, Дейнека прибегнул к смешанной технике гуаши и акварели, подчеркнувшей материальную телесность сооружения по контрасту с окружающей световоздушной средой. Другая работа «Весна в Вене» (1947) выполнена тончайшими размывами акварели, сообщившими изображенной панораме весеннего города особую воздушность и трепетность. В растянутой по горизонтали панорамной композиции доминирует мотив реки с берегами, укрытыми подтаявшим снегом, со всех сторон окруженной старинными домами, на горизонте слегка затуманенными поднимающейся от воды прозрачной дымкой. Ближние к зрителю фигуры прохожих на мосту четкостью и звучной насыщенностью силуэтов оттеняют действие воздушной перспективны в глубине пейзажного пространства, поднимают декоративный тонус изображения. Физические свойства реального мотива тонко переосмыслены автором в элементы поэтического содержания, в образ радостного пробуждения жизни.

Светлым, весенним настроением пронизана картина «Эстафета по кольцу „Б"» (1947), созданная Дейнекой по возвращении из Вены на Родину. Живший в ту пору на улице Чайковского художник нашел тему, что называется, рядом с домом. Наблюдая в дни Первомая за проходившими на Садовом кольце столицы увлекательными спортивными соревнованиями, он делает серию рисунков с натуры, а затем после сравнительно недолгого обдумывания замысла как бы с удара закомпоновывает огромный холст, на котором воспроизводит множество фигур, помещенных в реальную, хорошо узнаваемую городскую среду. Вспоминая историю создания картины, ее автор писал: «Я работал над ней с особым удовольствием. Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы. Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского. Писал я эту картину в 1947 году. За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической». Успешно справиться с непростой композиционной задачей художнику помог опыт, накопленный в разработке спортивной темы. В тридцатые годы он неоднократно брался за изображение массовых кроссов, которые поначалу им мыслились вне конкретной обстановки, как самоценный пластический мотив, развернутый в условном пространстве. Постепенно Дейнека начинает все активнее вводить в изображение элементы пейзажной среды, как правило, трактованные в той же синтетически острой манере, что и обобщенные фигуры бегущих спортсменов. В картине «Раздолье» он использует уже ту степень конкретизации действия, которая в еще более усиленном виде проявится в художественном решении «Эстафеты по кольцу „Б"».

Детально разработанная ситуация воссоздает обстановку происходящего с ощущением документальной точности. Даже трещины на асфальте автор не преминул изобразить в качестве подробностей, заверяющих жизненную достоверность сцены. Однако большая досказанность в обрисовке события здесь не повлекла за собой кардинальных изменений в принципах творческой работы художника. По-прежнему в нахождении выразительного решения темы он исходил из обобщающего замысла, подсказанного воображением, извлеченного из множества подобных явлений и фактов. Да и в обращении с материалом жизни он руководствовался отнюдь не логикой житейского правдоподобия, а правдой художественного образа.

В интересах цельного и ясного композиционного построения Дейнека несколько видоизменяет реальный облик городской среды, раздвигает пространство улицы, вносит в архитектуру отдельных зданий торжественную представительность, которая лучше согласуется с жизнерадостной атмосферой весеннего праздника, с реющими над рядами собравшихся зрителей нарядными стягами спортивных обществ. Изобразив себя в числе участников сцены, художник как бы хочет этим сказать нам, что он вновь в самой гуще повседневной действительности, среди своих любимых героев.

Нетрудно установить типологическую связь между образами, действующими в панно «Эстафета по кольцу „Б"», и персонажами целого ряда других картин мастера, таких, как «В обеденный перерыв в Донбассе», «Бегунья» (1936), «Раздолье». Черты определенного сходства угадываются в конструкции и пластическом складе фигур, что, однако, не заслоняет существенных различий в их образной сущности.

Художественная система Дейнеки имела достаточно гибкое структурное основание, позволявшее убедительно трансформировать однажды найденные пластические формулы и композиционные схемы, органично их приспосабливать к воплощению изменившегося содержания эпохи. По сравнению с упомянутыми произведениями фигуры участников эстафеты моделированы более объемно и материально, светотеневая лепка формы превалирует над силуэтом. Показательно, что художник избрал менее динамичную стартовую фазу движения бегунов, что больше соответствовало избранной манере изображения. Да и само движение спортсменов происходит теперь из глубины безусловного городского пространства и зрительно протекает в довольно умеренном темпе, что, однако, не мешает поверить в живое развитие действия, ощутить в атмосфере картины биение светлых здоровых сил жизни. Точкой отсчета в поисках прекрасного художнику, как и раньше, служит гармоничный человек, эстетические и нравственные начала, заложенные в его духовном и физическом облике.

Работы, последовавшие за «Эстафетой по кольцу „Б"», начинают как бы утрачивать жанровую определенность, часто несут в себе противоречивую комбинацию признаков монументально-декоративной стилистики и откровенно станковой специфики. Примером такой двойственности может служить полотно «На просторах подмосковных строек» (1949). Судя по сохранившемуся эскизу картины, Дейнека мыслил решение темы в виде монументального панно с динамически напряженной композицией. Главный акцент в эскизе сделан на сильных характерных движениях строителей, изображенных во весь рост, крупным планом. Пространство за ними прорезано острой диагональю арочного моста, по которому мчится скоростной экспресс. Извинительная для предварительного эскиза рыхлость компоновки и некоторая пестрота декоративного оформления не умаляют его важных достоинств, заключенных прежде всего в энергичной страстной подаче жизненного материала. В окончательном варианте художник отказался от первоначальной затеи. Намечавшееся решение конструктивно и стилистически тяготело к специфике декоративной росписи и где-то уже выпадало из русла ведущих художественных тенденций эпохи. Кроме того, самого автора все сильнее занимала проблема более непосредственного соотнесения пространственной архитектоники и предметного содержания будущей работы с окружающей реальностью. Ему хотелось подчеркнуть размах строительных усилий народа свободным дыханием вольных русских просторов, подчеркнуть пафос человеческого труда эпической красотой зимнего ландшафта. И надо признать, доминирующий в картине мотив сельской природы исполнен эстетической выразительности и тонкого поэтического настроения. Но, может быть, именно цельный строгий характер пейзажной среды оттенил некоторую дробность, чрезмерную фрагментарность другой части композиции, представленной остовом возводимых заводских корпусов и другими атрибутами строительства.

Размещенные в глубине и обособленные друг от друга фигуры строителей как бы несколько затерялись, растворились в пространстве, приняли вид декоративных стаффажей, скорее демонстрирующих процесс труда, чем выражающих его внутреннюю сущность. Действиям и облику активно жестикулирующих персонажей словно недостает убедительной пластической остроты, веской эстетической характерности. Не отказываясь от силуэтного обобщения формы, Дейнека пытается совместить орнаментальный абрис фигур с несколько размельченной фактурой одежд, ломкие складки которых скрадывают экспрессивные качества, заключенные в человеческом теле, сдвигают акцент с конструктивных выразительных особенностей натуры на описательные. Однако пейзажный характер композиции приглушает отмеченные недостатки, концентрирует внимание на общем поэтическом состоянии изображенной ситуации. Картина «На просторах подмосковных строек», хотя и не относится к числу высших достижений художника, тем не менее для своего времени была заметным явлением, утверждавшим в советской живописи линию правдивого отражения народной жизни. Но в ней уже проступают симптомы тех трудностей и колебаний, которые Дейнека начинает испытывать в конце сороковых годов. У него возникает стремление несколько снивелировать свой монументальный пластический стиль, приблизить его к традиционным параметрам станковой живописи. Язык мастера, не утрачивая личностного своеобразия, становится менее условным и стилизованным, насыщается элементами, тщательно проверенными по натуре, в чем можно было бы усмотреть положительную тенденцию при наличии у художника других природных задатков и профессиональных навыков. Сильной и по-своему редкой стороной дейнековского мастерства оставалось умение передать правду бытия экономными средствами, в динамически напряженном, монументально-обобщенном образе.

Дейнека обладал уникальным даром перевоплощения реальности, объективно существующей, в реальность художественную, сотворенную по законам творческого вымысла, но по-своему не менее истинную, верно раскрывающую глубинный смысл, коренные аспекты окружающей современной действительности. Способность к импровизации, помноженная на острую наблюдательность и солидный запас увиденного, позволяла мастеру создавать выразительные художественные конструкции, отличавшиеся оригинальной структурой и высоким декоративным вкусом, сочетавшие индивидуальную конкретность формы с выражением широких содержательных понятий. Вера художника в большие идеалы эпохи, его монументальные устремления обусловливали соответствующий подход к средствам композиционного воплощения материала жизни в произведениях искусства, определяли значительную степень его эстетической обработки и концентрации.

Глава пятая (1 2 3 4 5 6)

По материалам: Сысоев В. П. Александр Дейнека. Монография. -М.: Изобразительное искусство, 1989. -328 с., ил.

На страницу художника

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.