Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

(1878 - 1939)

Петров-Водкин Кузьма СергеевичТворчество советского живописца К. С. Петрова-Водкина - сложный и неустанный путь поисков новых средств художественной выразительности, выработки собственной, глубоко самобытной живописной манеры. Художник пристально изучал старое и современное мировое искусство, особенно его привлекали древнерусская иконопись и Раннее итальянское Возрождение. Обучаясь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897 - 1905) у замечательного мастера и педагога В. А. Серова, а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905 - 1908), Петров-Водкин в молодые годы стал свидетелем рождения многочисленных новых направлений в искусстве. Он прошел через увлечение символизмом и стилем модерн, под влиянием которых написаны его ранние произведения.

Но уже в начале 1910-х гг. он пишет картины, динамичные по композиции, построенные на обостренных цветовых контрастах. "Купание красного коня" (1912, ГТГ) - произведение, ставшее поворотным в творчестве Петрова-Водкина. В центре картины - героически-призывный, словно пылающий "красный конь" - символ кипучей энергии, могучей, сдерживаемой человеком силы. В сложной духовной атмосфере тех лет картина воспринималась как предчувствие исторических перемен.

В эти же годы Петров-Водкин разработал основные принципы композиционного, перспективного и цветового построения своих картин. Художник отказался от классической перспективы и заменил ее сферической. При сферическом построении пространства живописец использует несколько точек зрения, наклоняет к центру вертикальные композиционные оси, разворачивает плоскость картины к зрителю. Эти приемы позволяют охватить в картине очень широкое пространство, придать ему своеобразный "космический" характер. Такова композиция картин "Полдень. Лето", "Утренний натюрморт", "Натюрморт с самоваром" и др.

Своеобразен и колорит картин Петрова-Водкина. Он объединяет все формы и планы картины с помощью трех основных цветов - красного, желтого и синего. Полотна художника приобретают панорамный характер, становятся похожими на фрески.

После Великой Октябрьской социалистической революции Петров-Водкин обращается к изображению бурных событий своего времени, стремится постичь суть великого исторического перелома, происшедшего в судьбе страны. Его произведения "1918 год в Петрограде" (известно также под названием "Петроградская мадонна"), "После боя", "Смерть комиссара" пронизаны суровым пафосом революционной борьбы, готовностью самопожертвования за великие идеалы революции.

Художник работает много и плодотворно в разных жанрах. Он пишет выразительные, глубоко раскрывающие духовный мир модели портреты (портрет поэтессы Анны Ахматовой, автопортрет), мажорные портретно-жанровые композиции, утверждающие чувство полноты новой жизни ("Девушка в сарафане"), натюрморты, оформляет театральные спектакли.

Петров-Водкин выступал и как писатель. Им написаны рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи. В автобиографической книге "Моя повесть" он не только рассказывает о событиях своей жизни, но и излагает свои взгляды на искусство.

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.