Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Нестеров Михаил Васильевич

(1862 - 1942)

Нестеров Михаил ВасильевичМихаил Васильевич Нестеров прожил долгую жизнь. Современник И. Н. Крамского и В. И. Сурикова, он стал свидетелем Великой Октябрьской социалистической революции, на его глазах коренным образом менялась жизнь Отчизны, всего народа, и, как истинный художник, он сумел глубоко и самобытно отразить эти перемены в своем творчестве.

В 15 лет Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его любимый педагог – В. Г. Перов. Юношеские работы Нестерова написаны под несомненным влиянием учителя. Это жанровые сценки сатирического характера, обличающие нравы буржуазного общества. В 1881 г. Нестеров уезжает в Петербург и некоторое время учится в Академии художеств у П. П. Чистякова. Но вскоре возвращается в Московское училище и заканчивает его.

Как самобытный и зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 – 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». В этих работах привлекает глубокая человечность, удивительная слитность образа, настроения человека и природы. Неброский русский пейзаж в картинах Нестерова исполнен одухотворенности, трепетной грусти; величавая красота природы предполагает высокие духовные стремления в людях.

В 1897 г. художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. Однако произведения Нестерова не всегда и не всеми единодушно признавались, они вызывали споры и даже резкую критику. Чтобы понять существо этих споров, надо вспомнить общественно-политическую обстановку в России 1890-х гг., когда, несмотря на реакцию, крепло демократическое движение. Картины же Нестерова уводили в мир древних легенд.

Когда свершилась Велика Октябрьская социалистическая революция, художнику было уже 55 лет. Но его творческий дух молод. Именно в послереволюционные годы раскрылся полностью талант Нестерова-портретиста. Он создает портретную галерею современников – активных созидателей новой жизни. В портретах академика И. П. Павлова, художников П. Д. и А. Д. Кориных, скульпторов И. Д. Шадра и В. И. Мухиной, хирурга С. С. Юдина и других покоряет сила человеческого духа, воли, дерзания.

Нестеров чутко относился к воспитанию молодой художественной смены. Незадолго до смерти, обращаясь со страниц журнала «Юный художник» к творческой молодежи, он писал: «Крепко желаю вам, чтобы вы познали природу и ее украшение – человека. Ваше внимание, наблюдательность должны постоянно бодрствовать, быть готовыми к восприятию ярких, происходящих вокруг вас явлений жизни. Природу и человека надо любить, как «мать родную». Все живет и дышит, и это дыхание нужно уметь слушать, понимать. Искусство не терпит «фраз», неосмысленных слов, оно естественно, просто».

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.