Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Левитан Исаак Ильич

(1860 - 1900)

Левитан Исаак ИльичВ Московском училище живописи, ваяния и зодчества Левитан был учеником А. К. Саврасова. В собственном творчестве он продолжает линию лирического пейзажа, основоположником которого в русской живописи был его учитель. Уже первое произведение, написанное Левитаном при окончании училища,– «Осенний день. Сокольники» (1879) было замечено и куплено П. М. Третьяковым. В цикле работ начала 80-х гг., выполненных в Звенигороде, Левитан выступает мастером камерного этюда. Поездка на Волгу во второй половине 1880-х гг. пробудили тяготение к панорамным видам, открытым далеким горизонтам, сообщив живописи Левитана широкое дыхание («Вечер на Волге», 1888; «После дождя. Плес», 1889).

Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений – тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же – явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно – живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе – 1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.

Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) – картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение.

К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» (1894). Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти. Разительный контраст к ней – незавершенное полотно «Озеро. Русь» (1900) – собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли. Творчество Левитана оказало заметное воздействие на следующее поколение пейзажистов.

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.