Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Крамской Иван Николаевич

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Проблема взаимоотношений «я» с другими, уединенного бытия личности и ее внешних границ – внутренняя тема детских портретов Крамского. Детский портрет – особая страница в творчестве художника. Крамской, видимо, живо помнил переживания собственного детства, был внимателен к детям, умел их чувствовать. Детская нравственная интуиция – критерий истины для Крамского. В искусство второй половины XIX века Крамской принес свое понимание детского и юношеского портрета (отличное и от предшественников-романтиков, и от современников-шестидесятников, и от мастеров эпохи рубежа веков). Дети на портретах Крамского необычайно серьезны, тихи и сосредоточенны. Это пасмурное «утро жизни». Источник печали детских образов Перова – страдание детства в бедности и сиротстве. Дети Перова – жертвы социального унижения. Крамской же переводит тему детства в психологический план. Для него детство – пора несвободы и одиночества, напряженного внимания ко всему и ранимости души, пора становления личности, время во многом мучительное и тревожное. Он видит драматизм бытия личности маленького человека в несовпадении огромного внутреннего мира ребенка и внешней его малости для окружающих. Мир личности ребенка у Крамского – это мир невысказанный и непонятый. Только перед смертью произошло у Крамского освобождение от какой-то терзавшей его «муки детства», и тогда он написал по памяти Детей в лесу (1887), работу, светящуюся детским чувством красоты жизни, радостного удивления перед ней.

В портретах Крамского нет умиления перед детством, нет любования свежестью и непосредственностью юных моделей, беззаботной радостью существования, как в детских портретах импрессионистов или близких им репинских портретах. Диалог художника и модели идет почти на равных, взрослый признает в ребенке такую же личность, как и он сам. Порой создается впечатление, что Крамской излишне психологизирует детский портрет. Если детский портрет XVIII века изображал детей как маленьких взрослых, играя в их взрослость, наряжая во взрослые одежды, создавал модели «больших», то дети Крамского «взрослые» всерьез (Оскорбленный еврейский мальчик, 1874; Портрет Софьи Крамской, начало 1870-х; Портрет Марка Крамского, 1875; Портрет девочки <Софья Крамская>, 1878; два Портрета Сергея Крамского, 1883). В детском портрете Крамской не стремился дать собирательный образ детства, а пытался в каждом ребенке увидеть отдельную индивидуальность.

По материалам: Иван Крамской. Ред. Н. Надольская. Текст Т. Карпова. М.: Белый город, 2000. - 64 с., ил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На страницу художника

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.