Арт-салон клуба ЛИИМ 

ПОИСК ПО САЙТУ

 

АРТ-САЛОН

Художники:

Отечественные

Зарубежные

Скульпторы

Книга отзывов

Контакты

ПРОЕКТЫ ЛИИМ:

Клуб ЛИИМ

Лит-салон

ЛИИМиздат

Муз-салон

Конференц-зал

ПРИСТРОЙКИ:

Словарь античности

Сеть рефератов

Книжный магазин

Фильмы на DVD

Андрей Рублев

(между 1360 и 1370 – ок. 1430)

Рублев АндрейВ одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон – «Троица», написанная в первой четверти XV в. великим древнерусским живописцем Андреем Рублевым. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Все же тщательные исследования историков древнерусского искусства позволяют предполагать, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал свой шедевр. Вспомним, что и основатель монастыря, Сергий Радонежский, и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом. Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь – вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени!

Не только в Москве можно увидеть творения великого мастера. В 1408 г. он вместе с Даниилом Черным, своим товарищем, расписал Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему «страшного суда» (по церковным догмам – это божий суд над грешниками и воздаяние праведникам, которые якобы произойдут в мифические времена «конца света»). Средневековые мастера обычно в трактовке «страшного суда» особо выделяли изображение адских мук. Андрей Рублев сумел придать этой сцене глубокий гуманизм.

Творчество Андрея Рублева является одной из вершин не только русского, но и европейского средневекового искусства. Несмотря на религиозное содержание, условность иконописного языка, созданные им образы земной красоты вплотную приближают нас к миру чувств и мыслей наших далеких предков.

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

 

Очерки о жизни и творчестве Андрея Рублёва:

Андрей Рублёв

По материалам: Алпатов М. В. Андрей Рублёв // Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. // Составители М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. 3-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Просвещение, 1969. - С.327-333.

 

Фрески Андрея Рублёва во Владимире

По материалам: Дёмина А. Фрески Андрея Рублёва во Владимире // Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. // Составители М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. 3-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Просвещение, 1969. - С.333-338.

К списку отечественных художников

На главную

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова, Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
since 2006. Москва. Все права защищены.