Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Чюрлёнис Микалюс Константинас (1875-1911) (ЭСЮХ)

Чюрлёнис Микалюс Константинас Известный литовский художник М. К. Чюрлёнис родился в городе Варене на юге Литвы. Живописью начал регулярно заниматься с 1902 года. В годы жизни в Вильнюсе Чюрлёнис вел большую работу по развитию национального искусства, но в условиях царского режима она не получила поддержки. В 1908 году он переезжает в Петербург, где его живопись была с большим интересом принята русской художественной интеллигенцией. Однако подлинное признание пришло к Чюрлёнису только в наше время. Большинство его произведений экспонируется и бережно сохраняется в Каунасском художественном музее, носящем его имя.

Истоки творчества Чюрлёниса - красота родной природы, народные сказки, песни и легенды. Становление его как художника связано с постоянным интересом к достижениям литовской и мировой культуры, занятиями философией, историей, астрономией. Огромное влияние на живопись Чюрлёниса оказала музыка - ведь он был ещё и глубоко образованным и талантливым композитором и музыкантом. Это влияние проявилось в определённой условности изображения, в тонкой, мерцающей гамме красок, создающей соответствующее эмоциональное настроение. Художник стремился ввести в живопись движение и развитие образов, подобное движению мелодии, путём их сложного совмещения, своеобразного «наплыва», многоплановости композиции («Соната весны. Анданте», 1907; «Корабль», 1906; «Фуга», 1908) или развития какой-либо темы в циклах картин, часто называющихся сонатами, где отдельные полотна по своему настроению и значению в цикле подобны частям музыкального произведения («Сотворение мира», 1905; триптих «Сказка», 1907; циклы «Соната солнца», 1907, «Соната моря», 1908).

Каждый образ, созданный Чюрлёнисом, многозначен, раскрывается подчас неожиданными сопоставлениями. Зелёный лес и белые облака превращаются в великанов («День», 1905), гигантский утёс с двумя огоньками костров видится лежащим чудовищем («Спокойствие», 1904). В картину буйства стихийных сил природы вплетается тема могущества человека («Перун», 1909), в печальном открывается светлая умиротворенность («Похороны», 1903).

Живопись Чюрлёниса - это пример успешного соединения в творчестве художника искусства и науки, чувства и интеллекта. Мысли органично переведены на язык живописных образов. Поэтому ему оказались доступными не только образы природы («Лес», 1906; «Лето», 1907; «Молния», 1909), но и поэзия познания вечного движения Вселенной («Соната звёзд», 1908), образы древних цивилизаций («Жертвенник», 1908) и даже общефилософские и нравственные понятия («Мысль», «Истина», «Дружба», все - 1905). Его образы необычайно ёмки: свет мысли охватывает весь мир; сверкает пламя истины, в котором сгорают заблуждения; лежит на ладонях человека драгоценный и такой хрупкий шар - символ дружбы.

По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

На страницу художника: Чюрлёнис Микалюс Константинас (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1871-1880;

Художники по странам: литовские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru