|
Чюрлёнис Микалюс Константинас (1875-1911) (ЭСЮХ)
Известный литовский художник М. К. Чюрлёнис родился в городе Варене на юге Литвы. Живописью начал регулярно заниматься с 1902 года. В годы жизни в Вильнюсе Чюрлёнис вел большую работу по развитию национального искусства, но в условиях царского режима она не получила поддержки. В 1908 году он переезжает в Петербург, где его живопись была с большим интересом принята русской художественной интеллигенцией. Однако подлинное признание пришло к Чюрлёнису только в наше время. Большинство его произведений экспонируется и бережно сохраняется в Каунасском художественном музее, носящем его имя.
Истоки творчества Чюрлёниса - красота родной природы, народные сказки, песни и легенды. Становление его как художника связано с постоянным интересом к достижениям литовской и мировой культуры, занятиями философией, историей, астрономией. Огромное влияние на живопись Чюрлёниса оказала музыка - ведь он был ещё и глубоко образованным и талантливым композитором и музыкантом. Это влияние проявилось в определённой условности изображения, в тонкой, мерцающей гамме красок, создающей соответствующее эмоциональное настроение. Художник стремился ввести в живопись движение и развитие образов, подобное движению мелодии, путём их сложного совмещения, своеобразного «наплыва», многоплановости композиции («Соната весны. Анданте», 1907; «Корабль», 1906; «Фуга», 1908) или развития какой-либо темы в циклах картин, часто называющихся сонатами, где отдельные полотна по своему настроению и значению в цикле подобны частям музыкального произведения («Сотворение мира», 1905; триптих «Сказка», 1907; циклы «Соната солнца», 1907, «Соната моря», 1908).
Каждый образ, созданный Чюрлёнисом, многозначен, раскрывается подчас неожиданными сопоставлениями. Зелёный лес и белые облака превращаются в великанов («День», 1905), гигантский утёс с двумя огоньками костров видится лежащим чудовищем («Спокойствие», 1904). В картину буйства стихийных сил природы вплетается тема могущества человека («Перун», 1909), в печальном открывается светлая умиротворенность («Похороны», 1903).
Живопись Чюрлёниса - это пример успешного соединения в творчестве художника искусства и науки, чувства и интеллекта. Мысли органично переведены на язык живописных образов. Поэтому ему оказались доступными не только образы природы («Лес», 1906; «Лето», 1907; «Молния», 1909), но и поэзия познания вечного движения Вселенной («Соната звёзд», 1908), образы древних цивилизаций («Жертвенник», 1908) и даже общефилософские и нравственные понятия («Мысль», «Истина», «Дружба», все - 1905). Его образы необычайно ёмки: свет мысли охватывает весь мир; сверкает пламя истины, в котором сгорают заблуждения; лежит на ладонях человека драгоценный и такой хрупкий шар - символ дружбы.
По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
На страницу художника: Чюрлёнис Микалюс Константинас (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1871-1880;
Художники по странам: литовские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|