|
Фаворский Владимир Андреевич
ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва – 29.12.1964, там же], российский график и живописец, теоретик искусства, педагог. Народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве, вечерних классах по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище (1903–1905), в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–1907), одновременно изучая историю искусства в Мюнхенском университете у К. Фолля, затем в Московском Государственном университете (1907–1913). Член объединения «Четыре искусства» (1924–1928). С конца 1900-х годов работал преимущественной в технике ксилографии как иллюстратор. Разработал теорию оформления книги, заключавшуюся в её восприятии как целостного «организма», совмещавшего эстетические и функциональные задачи: книги как «предмета быта» и как «инструмента для чтения»; настаивал на подчинении оформления книги глубинным особенностям её литературного стиля. В гравюрах 1910 – середины 1930-х годов Фаворский использовал чёрный штрих и контрастные экспрессивные ритмы чёрного и белого, своей энергией и пластическим напряжением опиравшиеся на немецкое искусство 15–16 веков. Фаворский синтезировал эти заимствования со стилистикой модерна и авангарда (главным образом кубизма), соотнося объёмы со сложной структурой изобразительного пространства: «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, издана в 1963); «Фамарь» А. Глобы (1923), «Книга Руфь» (1925), «Домик в Коломне» А. С. Пушкина (1929), «Новая жизнь» Данте (1934). С середины 1930-х годов Фаворский пользовался белым штрихом, под влиянием духа времени уходя от формальных поисков в сторону большего натуроподобия. Органически сплетённые эпичность, лиричность и философская глубина образов в иллюстрациях Фаворского обогатились большей повествовательностью: «Сонеты» У. Шекспира (1948), «Слово о полку Игореве» (1954), «Борис Годунов» (1955, издана в 1956), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1961). Автор ряда станковых ксилографий – историко-романтических портретов («Ф. Достоевский», 1929; «Пушкин-лицеист», 1935; серия «Великие русские полководцы», 1945–1947), экслибрисов. С 1942 работал в технике линогравюры (серия «Самарканд», 1942–1944). Как монументалист понимал функционально-эстетическую задачу живописи как ритмическую организацию архитектурного пространства, разворачивающегося во времени (фрески в Музее охраны младенчества и материнства в Москве, 1932–1933, не сохранились). Работал как сценограф («Двенадцатая ночь» Шекспира во МХАТе 2-м, 1934). На взгляды Фаворского как теоретика искусства (сочинение «Лекции по теории композиции», 1921–1922, и другие) оказали влияние теории А. фон Хильдебрандта (Фаворский перевёл его книгу «Проблемы формы в изобразительном искусстве и собрание статей», 1914, совместно с Н. Б. Розенфельдом) и П. А. Флоренского. Профессор Вхутемаса – Вхутеина (1920–1930, ректор 1923–1926), Полиграфического института (1930–1934), Института изобразительных искусств (1934–1938), Института прикладного и декоративного искусства (1942–1948) в Москве. Среди учеников – А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Г. Тышлер. Оказал влияние на мастеров сурового стиля. Ленинская премия (1962).
Литература: Книга о В. Фаворском. М., 1967.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2017. Т.33 - 799 с., ил.
Фаворский Владимир Андреевич (ЭСЮХ)
Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
Художники по годам рождения: 1881-1890;
Художники по странам: русские, советские, российские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|