|
Тулуз-Лотрек Анри де
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Тулуз-Лотрек-Монфа (Toulouse-Lautrec Montfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби – 9.9.1901, замок Мальроме, департамент Жиронда), французский живописец, график. Последний представитель по мужской линии рода графов Тулузских. В результате перелома обеих ног в 14 лет остался калекой. Занимался живописью и рисунком у Р. Пренсто (около 1872–1881), в 1882–1886 у Л. Боннá и в мастерской Ф. Кормона в Париже, где познакомился с Э. Бернаром, В. Ван Гогом (исполнил его портрет, 1887, Музей Ван Гога, Амстердам). Много рисовал с натуры (на улицах, в кафе, дома); особенно удачны у молодого Тулуз-Лотрека изображения коней и всадников («Артиллерист, седлающий коня», 1879, Музей Тулуз-Лотрека, Альби; «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете», 1881, Музей Пти-Пале, Париж, и другие). Этой же точностью рисунка, умением схватить характерные позу, жест отмечены ранние портреты близких (бабушки, 1882, частное собрание, Нью-Йорк; матери, 1883, Музей Тулуз-Лотрека, Альби). Под влиянием искусства Э. Дега нередко разрабатывал сходные сюжеты («Прачка с корзиной», литография, 1888; «Сидящая танцовщица», около 1888, частное собрание, Париж; «Туалет», 1896, Музей Орсе, Париж, и другие). Художник насмешливого, саркастического склада ума, Тулуз-Лотрек воссоздавал атмосферу Парижа конца 19 века, изображая причудливых персонажей парижского «дна» и художественной богемы, но избегая всякого морализаторства («В "Мулен де ла Галлет"», 1889, Институт искусств Чикаго; «Пересохшая глотка», около 1889, Музей Фогг, Кембридж; «В кабаре», 1892, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Диван», 1894–1896, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и многие другие). Среди любимых персонажей – артисты с яркой индивидуальностью («Ла Гулю, входящая в "Мулен Руж"», 1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Джейн Авриль, выходящая из "Мулен Руж"», 1892, Атенеум, Хартфорд; «Певица Иветт Гильбер», 1894, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, и другие). С простотой и безыскусностью Тулуз-Лотрек изображает лишь животных (рисунки для книги «Естественные истории» Ж. Ренара, 1897, Национальная библиотека, Париж). Исполнил много плакатов и афиш, поднимая их на уровень подлинного искусства: тяга к монументализации образа сочетается здесь со свободным рисунком, стремительными ритмами, динамикой и асимметрией композиции, контрастными сочетаниями локальных цветовых пятен, порождая особую экспрессию форм, стилистически близкую модерну.
Литература: Перрюшо А. Тулуз-Лотрек. М., 1969; Dortu M. G. Toulouse-Lautrec et son œuvre. N. Y., 1971. Vol. 1–6; Воркунова Н. И. Тулуз-Лотрек. М., 1972; Foucart B. La Post-modernité de Toulouse-Lautrec: Tout l’œuvre peint… P., 1986; Denvir B. Toulouse-Lautrec. L., 1991; Le Targat. Toulouse-Lautrec. P., 1992; Frey J. Toulouse-Lautrec: A life. L.; N. Y., 1994; Sweetman D. Toulouse-Lautrec and the Fin de siècle. L., 1999.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2016. Т.32 - 767 с., ил.
Тулуз-Лотрек Анри де (БСЭ)
Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 26. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1977. Главный редактор А. М. Прохоров.
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: французские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|