Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Серов Валентин Александрович

Серов Валентин АлександровичСЕРОВ Валентин Александрович [7(19).1.1865, Санкт-Петербург – 22.11(5.12).1911, Москва], российский живописец, график, сценограф; академик (1898) и действительный член (1903–1905) петербуржской Академии художеств. Сын композиторов А. Н. Серова и В. С. Серовой (Бергман). Учился у К. Кёппинга в Мюнхене (1873–1874), И. Е. Репина в Париже (1874–1875) и в Москве (1878–1880), в Киевской рисовальной школе (1876–1878) у Н. И. Мурашко, в петербуржской Академии художеств (1880–1885; не окончил) у П. П. Чистякова. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, дружба с М. А. Врубелем и К. А. Коровиным и творческая атмосфера Абрамцевского художественного кружка, с которым был тесно связан молодой художник. В ранних картинах Серова влияние импрессионизма сказывается в непосредственности восприятия натуры, интересе к передаче световоздушной среды – в пейзажах («Лес. Абрамцево», 1879, Государственный Русский музей; «Осенний вечер. Домотканово», 1886, Государственная Третьяковская галерея, и другие) и портретах, использующих приёмы пленэрной живописи, сложную разработку световых и цветовых эффектов («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещённая солнцем», 1888, оба – в Государственной Третьяковской галерее).

С конца 1880-х годов портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрёл новые черты – психологическая заострённость характеристики человека, выявление в нём артистического начала. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, композиторы, писатели [А. Н. Серов (отец художника, 1889, Государственный Русский музей), певцы А. Мазини (1890) и Ф. Таманьо (1891–93); К. А. Коровин (1891; все – в Государственной Третьяковской галерее), И. Е. Забелин (1892, Исторический музей, Москва), И. И. Левитан (1893, Государственная Третьяковская галерея), Н. С. Лесков (1894, Государственная Третьяковская галерея), Н. А. Римский-Корсаков (1898, Государственная Третьяковская галерея), С. П. Дягилев (не окончен; 1904, Государственный Русский музей), М. Горький (не окончен; 1904, Музей М. Горького, Москва), К. Д. Бальмонт (пастель), Ф. И. Шаляпин (уголь, мел), М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова (все 1905, Государственная Третьяковская галерея) и другие]. Одновременно Серов писал камерные детские портреты, наделённые душевной непосредственностью («Дети», 1899, Государственный Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Государственной Третьяковской галерее). Получив широкую известность, создал много заказных портретов, в которых нередко прибегал к «апробированным» приёмам европейского парадного портрета, сочетая эффектность композиции с унаследованной от И. Е. Репина глубиной проникновения во внутренний мир модели. Среди них – портреты великого князя Павла Александровича (1897), императора Николая II (1900, оба – в Государственной Третьяковской галерее) и других членов императорской семьи; С. М. Боткиной (1899), княжны З. Н. Юсуповой (1902), князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона и его сыновей – Н. Ф. и Ф. Ф. Юсуповых (все 1903; все – в Государственном Русском музее). Поздние портреты Серова исполнены в стилистике, близкой модерну,– Г. Л. Гиршман (1907, Государственная Третьяковская галерея), И. А. Морозова (1910, там же), балерины И. Л. Рубинштейн (темпера, уголь, 1910, Государственный Русский музей), В. О. Гиршмана (1911, Государственная Третьяковская галерея), княжны О. К. Орловой (1911, Государственный Русский музей).

В 1890-е – начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы, лишённым повествовательных элементов: скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (этюды, исполненные во время путешествия на Север России, 1894; «Октябрь. Домотканово», 1895, Государственная Третьяковская галерея; «Зимой», гуашь, пастель, 1898, Государственный Русский музей, и другие). Много работал в различных графических техниках: офорте (Автопортрет, 1898; пейзажи), литографии [портреты А. К. Глазунова (1899), Л. Н. Андреева (1908 и 1909)], акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Государственная Третьяковская галерея). Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и лаконичным, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, К. С. Станиславского, оба 1908; Т. П. Карсавиной, 1909, все – карандаш, Государственная Третьяковская галерея; рисунки и офорты к басням И. А. Крылова, 1895–1911). Вместе с другими «мирискусниками» исполнил для изданий «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век» Н. И. Кутепова (1902), «Картины по русской истории» С. А. Князькова (1908), «Царское Село в царствование Елисаветы Петровны…» А. Н. Бенуа (1910) ряд иллюстраций на исторические темы (темпера, гуашь, пастель), отмеченных глубиной постижения духа и характеров эпохи («Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900, Государственный Русский музей; «Пётр I», 1907, Государственная Третьяковская галерея, и другие).

В знак протеста против расстрела демонстрации 9.1.1905 Серов вышел из состава Академии художеств. В годы Революции 1905–1907 создал ряд антимонархических рисунков (в том числе для сатирических журналов «Жало» и «Жупел»). После путешествия по Греции вместе с Л. С. Бакстом (1907) исполнил несколько картин-панно на мифологические сюжеты («Одиссей и Навзикая», 1909–1910, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей; «Похищение Европы», 1910, Государственная Третьяковская галерея), в которых, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Занимался также скульптурой. Театральные работы Серова немногочисленны: декорации для оперы «Юдифь» А. Н. Серова (1907, Мариинский театр) и созданные для дягилевских Русских сезонов афиша, изображающая А. П. Павлову в балете «Сильфиды» (1909), занавес для балета «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1910). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1894–1900), объединения «Мир искусства» (с 1899), Союза русских художников (с 1903), мюнхенского Сецессиона (с 1898), почётный член венского Сецессиона (с 1908) и других. Участник многих выставок, в том числе Всемирных 1900 в Париже (Гран-при) и 1910 в Брюсселе. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909; профессор); среди учеников – П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Литература: Голлербах Э. Ф. В. Серов. Жизнь и творчество. П., 1924; Серова В. С. Как рос мой сын. Л., 1968; В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 1–2; Грабарь И. Э. В. А. Серов: Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 1980; В. Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985–1989. Т. 1–2; Леняшин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х гг. 2-е изд. Л., 1986; Сарабьянов Д. В. В. Серов: Альбом. 2-е изд. Л., 1987; Чугунов Г. И. В. Серов в Петербурге. Л., 1990, Алленова Е. М. В. Серов: [Альбом]. М., 2001; Рачеева Е. П. Серов. М., 2005; В. А. Серов: [Альбом]. СПб., 2005; В. Серов. Кат. выставки. М., 2015.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2016. Т.31 - 767 с., ил.

Серов Валентин Александрович (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1856-1870;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru