Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Сезанн Поль

Сезанн ПольСЕЗАНН (Cézanne) Поль (19.1.1839, Экс-ан-Прованс – 23.10.1906, там же), французский живописец, график. Родился в семье банкира. Учился в Муниципальной школе рисунка Экс-ан-Прованса (1857–1861) у Ж. Жибера. В юности познакомился с Э. Золя, увлекался литературой. В 1861 уехал в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с К. Писсарро, позднее работал с ним в Понтуазе и Овер-сюр-Уазе (1872–1873), пользовался его советами. Копировал старых мастеров в Лувре, картины Э. Делакруа и Г. Курбе. Участвовал в «Салоне отверженных» (1863) вместе с Э. Мане, Писсарро и другими. Для произведений 1860-х годов характерны некоторая чрезмерность эмоций, пастозность и стремительность живописи, давшие повод назвать этот период «романтическим» («Оргия», около 1864–1868, собрание Леконта, Париж, и другие). Участвовал в выставках импрессионистов (1874 и 1877), однако в изображении человека и природы вместо импрессионистического «впечатления» Сезанн стремился к воссозданию образов, в которых как бы отразился отсвет вечной гармонии Вселенной: предметы наделены объёмом, плотностью; уравновешенность цветовых и пластических масс призвана передать незыблемость вещного мира («Дом повешенного», 1873, Музей Орсе, Париж и другие). Сезанн вносит коррективы в принципы традиционной линейной перспективы, используя «перцептивную» перспективу, отвечающую естественному зрительному восприятию глубины пространства. Нередко в пейзажах Сезанна доминирует вертикаль – ось, вокруг которой чётко распределяются пространственные планы («Гавань Марселя», 1883–1885, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и другие). Возможно, в силу тревожно-обострённого ощущения ускользающего времени для Сезанна было важно утвердить некие вневременные ценности, мир непререкаемо сущий, – так, в «Натюрморте с чёрными часами» (около 1870, частное собрание, Париж) на циферблате нет стрелок, что возвращает зрителя к мысли о вечности. Натюрморт становится излюбленным жанром Сезанна: предметы, фрукты, ткани исполнены торжественной многозначительности, объёмы вылеплены цветом, что выявляет мощную геометрию форм [«Натюрморт с драпировкой», около 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург и другие]. Сезанн полагал, что бесконечное многообразие форм природы зиждется на таких структурах, как шар, цилиндр, конус, соотношение которых лежит в основе закономерностей устройства Вселенной.

Изображения людей у Сезанна также подчинены стройной логике, формы рельефно вылеплены, планы чётко обозначены, конструкция строго выверена. В поисках сути образа Сезанн избегал преходящих моментов (мимики, жестикуляции, даже психологизма); портретируемые выглядят серьёзными, самоуглублёнными: автопортреты (с 1861), «Пьеро и Арлекин» (около 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва), циклы картин (в различных собраниях) «Игроки в карты» (с 1890), «Курильщик», «Купальщицы» (оба с середины 1890-х годов); портрет А. Воллара (1899, Музей Пти-Пале, Париж) и другие. Сезанн воссоздаёт не историю жизни или эмоции человека, но утверждает сам факт его пребывания в этом мире – формула, которая лежит в основе его художественной концепции. Однако драматизм мироощущения художника, рефлексия проявляются в тревожных ритмах, в ощущении внутреннего напряжения, в неспокойных цветовых соотношениях. После долгих лет поисков, постоянного ощущения несоответствия замысла и результата, заставлявшего Сезанна нередко уничтожать свои картины, поздние его работы обладают классической ясностью. Среди пейзажей Сезанна особое место занимают сияющий голубой кристалл горы Св. Виктории (с середины 1880-х годов до конца жизни; картины в различных музеях мира) и исполинская красноствольная сосна – в их торжественной красоте художник словно обрёл искомую им гармонию мироздания. Наследие Сезанна включает также многочисленные акварели и рисунки. Один из главных мастеров постимпрессионизма, Сезанн приобрёл мировую известность лишь после посмертной выставки (1907). Токи мощной духовной энергии, исходящие от его работ, открытия в трактовке пространства, формы, конструкции, цвета, мысли Сезанна об искусстве оказали сильное влияние на искусство 20 века (прежде всего на формирование фовизма, кубизма, русского авангардизма).

Сочинения: Переписка. Воспоминания современников. М., 1972; Correspondance / Ed. J. Rewald. P., 1978; N. Y., 1984.

Литература: Яворская Н. В. Сезанн. М., 1935; Huyghe R. Cézanne. P., 1936; Brion M. Cézanne. Mil., 1972; Chappuis A. The drawings of P. Cézanne: A catalogue raisonné. L., 1973. Vol. 1–2; Picon G., Orienti D. Tout l’œuvre peint de Cézanne. P., 1975; Venturi L. Cézanne. Gen., 1978; Rewald J. Cézanne: A biography. N. Y., 1986; Линдсей Д. П. Сезанн. М., 1989; Hoog M. Cézanne, puissant et solitaire. P., 1989; Воллар А. Сезанн. СПб., 1991; Dottori R. P. Cézanne: L’opera d’arte come assoluto. Palermo, 1994; Lévêque J. P. Cézanne: Le précurseur de la modernité. Courbevoie, 1995.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2015. Т.29 - 767 с., ил.

Сезанн Поль (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 23 Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1976. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru