|
Роден Огюст
РОДЕН (Rodin) Огюст (Рене Франсуа Огюст) (12.11.1840, Париж – 18.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор, график. Учился в Париже в Школе рисунка и математики (1854–1857) у О. Лекока де Буабодрана, который стремился развивать у художников творческую зрительную память, что оказало воздействие на формирование Родена. Много рисовал в Лувре, исполнял наброски и модели животных в Музее естественной истории под руководством анималиста А. Л. Бари, пользовался советами Ж. Б. Карпо. Работал в скульптурных мастерских, постигая все подсобные профессии ремесла (отливка скульптуры в гипсе, резьба по камню, лепка орнаментов и так далее). Среди ранних работ – портреты отца (1860), П. Ж. Эймара (1863), ряд изящных композиций в духе 18 века. («Девушка в шляпке с цветами», «Флора» и другие; все – терракота, 1865–1870-е годы, Музей Родена, Париж). Самое значительное произведение раннего периода – «Человек со сломанным носом» (терракота, 1863–1864, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; позднее отлит в бронзе), образ, полный динамики, экспрессии и драматизма.
В 1870–1877 Роден работал в Брюсселе над декоративной скульптурой для зданий Биржи, особняков и других. В 1875–1876 посетил Италию, испытал сильное воздействие искусства Донателло и, особенно, Микеланджело. Выразительность пластики человеческого тела, стремление передать «дыхание жизни» ощутимы в скульптуре «Бронзовый век» (гипс, 1876, Эрмитаж, Санкт-Петербург; бронза, 1880, Музей Opce, Париж). По замыслу мастера, она воссоздаёт идею зарождения личности в человеке, переход к осознанному бытию, процесс внутреннего одухотворения. В Салоне 1880 Роден показал одну из лучших своих статуй – «Иоанн Креститель» (бронза, 1878–1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Знаменитые «Врата ада» были заказаны Родену в 1880 для парадных дверей будущего Музея декоративного искусства в Париже; работу над ними мастер продолжал до смерти (оригинал – гипс, Музей Орсе; варианты, исполненные в бронзе после смерти Родена, – в музеях Родена в Филадельфии и Париже, в Кунстхаусе в Цюрихе и других собраниях). Створки врат представляли собой гигантский рельеф, композиционное решение которого навеяно терциной из «Божественной комедии» Данте («То адский ветер, отдыха не зная, мчит сонмы душ среди окрестной мглы и мучит их, крутя и истязая»), – стремительный поток подхватывает сотни фигур и уносит их в бездну. Рельеф заполнен фигурами и группами на темы не только из дантовского «Ада», но из античной мифологии, Священного Писания, творчества Ф. Вийона, современных поэтов. Створки венчают «Три тени», склонившиеся над бездной; под ними «Мыслитель» – олицетворение стремления человеческого разума постичь смысл жизни и предназначения человека. В процессе работы над «Вратами ада» возникли идеи многих композиций, которые затем стали самостоятельными произведениями («Мыслитель», «Адам», «Ева» и многие другие).
В 1884–1889 по заказу муниципалитета Кале Роден выполнил бронзовую группу «Граждане Кале» в память о подвиге горожан во время Столетней войны (установлена в Кале в 1895). Со времён готики в Европе не создавалось ничего равного по скорбной красоте, трагизму и мощной пластике: Роден представил шествие на казнь; сохранив единство группы, цельность композиции, он сумел воплотить психологию индивидуальной личности. Памятник обладает общечеловеческой значимостью – бронзовые отливы поставлены в других городах мира как призыв к памяти человечества. Роден исполнил памятники (бронза) многим выдающимся людям, среди них – Ж. Д’Аламберу для Ратуши в Париже (1880), К. Лоррену для Нанси (1892), В. Гюго (1883, установлен в 1964) и О. де Бальзаку (1892–1898; установлен в 1939) для Парижа. Автор остропсихологических портретов современников (Ш. Бодлера, 1898, Музей Родена, Париж; Б. Шоу, 1906, Музей Родена, Филадельфия; Г. Малера, 1909, Альбертинум, Дрезден, и других). В позднем творчестве произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, а моделировка текучих форм – подчёркнуто живописной. Это позволяет Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи. Особую художественную ценность представляют динамичные и виртуозные по исполнению рисунки и офорты Родена; он иллюстрировал книгу стихов «Цветы зла» Бодлера (1888). В 1916 по решению правительства в Отеле Бирон в Париже создан музей Родена. Творчество Родена повлияло на многих мастеров скульптуры 20 века, в первую очередь его учеников, среди которых Э. А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспио, К. Брынкуши, А. С. Голубкина.
Сочинения: Искусство: Ряд бесед, записанных П. Гзелль. СПб., 1913; Les Cathédrales de France. P., 1914.
Литература: Терновец Б. Н. Роден. Л., 1936; Роден: Сборник статей о творчестве. М., 1960; Jianou J., Goldscheider C. Rodin. P., 1964. Vol. 1–2; Рильке Р. М. О. Роден. Письма. Стихи. М., 1971; A. Rodin: Zeichnungen und Aquarelle. (Kat.). Münster, 1984; Grunfeld F. V. Rodin: A biography. N. Y., 1987; Стародубова В. В. О. Роден. М., 1998.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2015. Т.28 - 767 с., ил.
Роден Огюст (ЭСЮХ)
Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
Роден Огюст (очерк)
Очерк. Сто великих скульпторов / Автор-составитель С. А. Мусский. -М.: Вече, 2002. - 480 с., ил.
Художники по годам рождения: 1831-1855;
Художники по странам: французские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|