Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Репин Илья Ефимович

Репин Илья ЕфимовичРЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев Харьковской губернии – 29.9.1930, посёлок Куоккала, Финляндия, ныне посёлок Репино в составе Сакнкт-Петербурга], российский живописец и график, академик (1876), профессор (1892), действительный член (1893) петербуржской Академии Художеств. Родился в семье военного поселенца. Учился в Санкт-Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (конец 1863) у И. Н. Крамского и в Академии Художеств (1864–1871) у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа. На формирование художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также В. В. Стасов. Наблюдательность, умение использовать позу, жест для образно-эмоциональной характеристики модели проявились уже в ранних портретах (архитектор Ф. Д. Хлобощин, 1868; В. А. Шевцова, будущая жена художника, 1869, оба – в Государственном Русском музее) и религиозная композициях Репина («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Государственный Русский музей). Будучи пенсионером Академии Художеств в Италии и Франции (1873–1876), Репин познакомился с современным западноевропейским искусством; в большой многофигурной композиции «Парижское кафе» (1873–1875, собрание М. Монсона, Стокгольм) синтезировал свои впечатления от современной французской живописи. Одним из первых русских художников Репин овладел искусством живописи на пленэре («Морской берег. Пейзаж в Нормандии», 1874; «Дорога на Монмартр в Париже», 1875 или 1876, обе – в Государственной Третьяковской галерее); влияние импрессионизма ощутимо в ряде работ, написанных по возвращении из Франции («На дерновой скамье», 1876, Государственный Русский музей, и другие). Отзвуки французского символизма можно найти в большой картине «Садко» (1876, Государственный Русский музей), представляющей собой редкий для Репина пример обращения к сказочной тематике. С 1877 жил в Москве, где сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка; с 1882 – в Санкт-Петербурге; с 1903 – в посёлке Куоккала, в усадьбе Пенаты, принадлежавшей второй жене Репина, писательнице Н. Б. Нордман-Северовой (1863–1914). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878–1891 и с 1898).

Репин – одна из ключевых фигур русской художественной культуры 2-й половины 19 века; его творчество вобрало в себя важнейшие устремления реализма в русском искусстве. Работал во многих жанрах (бытовой, исторический, портрет, пейзаж), виртуозно владел искусством графики (помимо станковых листов исполнял также иллюстрации). Острое чувство времени, художественная интуиция, общение со многими выдающимися деятелями русской культуры, поездки по стране позволили Репину отразить в своём творчестве всё самое характерное и значимое в жизни России тех лет. Тяжёлой жизни простых тружеников, социальным противоречиям в жизни пореформенной деревни посвящены картины «Бурлаки на Волге» (1870–1873), «В волостном правлении» (1877), «Проводы новобранца» (1879; все – в Государственном Русском музее), «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, Государственная Третьяковская галерея). В этих произведениях каждый из героев наделён индивидуальной характеристикой; вместе с тем им свойственны внутренняя монументальность, совершенство композиции, пластическая мощь и широта живописи. Высокой степенью обобщения наделены и репинские портреты-типы, близкие В. Г. Перову («Мужичок из робких», Художественный музей, Нижний Новгород; «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», оба – в Государственной Третьяковской галерее; все 1877).

Познакомившись с эстетикой революционных демократов, Репин стал её убеждённым приверженцем. Сочувствуя революционерам, создал ряд известных картин, ярко отразив и силу, и слабость народовольческого движения [«Арест пропагандиста» (1878, вариант – 1880–1892), «Отказ от исповеди» (1879–1885), «Не ждали» (1884–1888), все – в Государственной Третьяковской галерее]. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое до него имела лишь историческая живопись. Драматические моменты истории России Репин запечатлел в картинах «Царевна Софья Алексеевна» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, обе – в Государственной Третьяковской галерее); стихийной мощью и жизнеутверждающим пафосом пронизано историческое полотно «Запорожцы» (1880–1891, Государственный Русский музей; варианты в других музеях).

По заказу двора исполнена картина «Приём волостных старшин Александром III» (1886, Государственная Третьяковская галерея); заказным является и огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Государственный Русский музей, написано при участии учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова), для которого Репин создал большое количество портретов-этюдов, впечатляющих остротой социальных характеристик при скупости живописных средств. В совершенстве владея умением раскрыть личность и в психологическом, и в социальном плане, Репин оставил блистательную галерею современников, прежде всего – деятелей отечественной культуры: В. В. Стасов (1873, Государственная Третьяковская галерея; 1883, Государственный Русский музей; 1889, Государственная Третьяковская галерея; 1900, Государственный Русский музей), И. С. Тургенев (1874, Государственная Третьяковская галерея), И. И. Шишкин (1876), А. И. Куинджи (1877; оба – в Государственном Русском музее), И. С. Аксаков (1878), А. Ф. Писемский (1880), Н. Н. Ге (1880; все – в Государственной Третьяковской галерее), А. Г. Рубинштейн (1881, Государственная Третьяковская галерея; 1887, Государственный Русский музей), М. П. Мусоргский (1881), П. А. Стрепетова (1882), И. Н. Крамской (1882), В. М. Гаршин (1883), П. М. Третьяков (1883, вариант – 1901), В. И. Суриков (1885; все – в Государственной Третьяковской галерее), М. П. Беляев (1886), А. К. Глазунов (1887; оба – в Государственном Русском музее), Л. Н. Толстой (в том числе 1887, Государственная Третьяковская галерея; 1901, Государственный Русский музей), А. П. Бородин (1888), Н. А. Римский-Корсаков (1893), император Николай II (1895, вариант – 1896), М. Горький (1899; все – в Государственном Русском музее), Л. Н. Андреев (1904), В. Г. Короленко (1912, оба – в Государственной Третьяковской галерее) и других; также автопортреты (1878, Государственный Русский музей; 1887, Государственная Третьяковская галерея, и другие) и многочисленные изображения членов семьи художника. К лучшим произведениям Репина 1880–1900-х годов относятся графические портреты (карандаш, уголь, акварель): «Девочка Ада» (1882), актриса Элеонора Дузе (1891), В. А. Серов (1901, все – в Государственной Третьяковской галерее), также пейзажи («Невский проспект», 1887, Государственный Русский музей).

В 1890–1900-е годы Репин опубликовал «Письма из-за границы» где отстаивал самоценность живописной формы в искусстве, что привело к кратковременному разрыву отношений с передвижниками. Преподавал в петербуржской Академии Художеств (1893–1907) и в школе-мастерской княгини М. К. Тенишевой (1895–98); среди учеников – В. А. Серов, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский.

С 1918 Репин, остававшийся в усадьбе Пенаты, оказался за рубежом, но не принял финского гражданства, отказавшись также от официального приглашения (1926) вернуться в СССР. Продолжал работать в основном над портретами. С 1940 усадьба превращена в мемориальный музей художника. Его сын – живописец Юрий (Георгий) Ильич Репин (1877–1954), после 1917 жил в Финляндии.

Сочинения: Избранные письма, 1867–1930. М., 1969. Т. 1–2; Далекое близкое. М., 2002.

Литература: Грабарь И. Э. Репин. М., 1963–1964. Т. 1–2; Новое о Репине. [Л., 1969]; Немировская М. А. Портреты И. Е. Репина. М., 1974; Лясковская О. А. И. Е. Репин: Жизнь и творчество. 3-е изд. М., 1982; Чуковский К. И. И. Репин. 2-е изд. М., 1983; Стернин Г. Ю. И. Е. Репин. Л., 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. 2-е изд. М., 1989; И. Е. Репин. (Кат. выставки). М., 1994; Леняшин В. А. И. Репин: Альбом. М., 2004.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2015. Т.28 - 767 с., ил.

Репин Илья Ефимович (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru