Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Творчество художника (окончание)

В 1650-1660-е годы Рембрандт создал много автопортретов. Как уже упоминалось ранее, их число исключительно велико – около ста. Он работал над ними всю жизнь. Их количество колеблется в зависимости от того, считать ли автопортретами те изображения, в которых художник использовал особенности своей внешности, хотя и изменяя ее.

В позднем творчестве он редко обращался к «автопортретам с переодеванием», как делал это в 1630-1640-е годы. Но если он все-таки изображал себя (например, в костюме XVI века, Автопортрет, 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон), для него главной была передача своего психологического состояния. Он пишет себя в моменты различных душевных переживаний, как бы анализируя и подводя итог прожитой жизни, итог своего творческого пути. Композиционно его автопортреты никогда не повторяют друг друга. Рембрандт то изображает себя прямо и открыто смотрящим на зрителя (ок. 1657, Музей истории искусства, Вена; 1658, Коллекция Фрик, Нью-Йорк; 1660, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), то в три четверти, неожиданно повернувшись к нему и заставляя невольно соприкоснуться с миром своих чувств и переживаний (1657, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; 1669, Музей Маурицхейс, Гаага; 1669, Национальная галерея, Лондон). Вся чудесная живописная ткань этих автопортретов подчинена теперь показу сложного внутреннего мира Рембрандта-человека. Выражение печального раздумья постоянно лежит на его лице, выступающем из характерной сияющей «рембрандтовской мглы» (К. С. Егорова. Портрет в творчестве Рембрандта 1650-х годов. – Классическое искусство за рубежом. М., 1966, с. 71-112). Зритель всегда может предугадать быстрое изменение душевного состояния художника; как и в его произведениях, в натуре Рембрандта тоже было все непосредственно и инстинктивно. Делая мир портретируемых своим миром, Рембрандт всегда пристально изучал модель. С подобным напряженным взглядом, направленным на модель или начатую работу, он изображал себя на «автопортретах профессии». Таковы его автопортреты, где он запечатлел себя в рабочей одежде (1652, Музей истории искусства, Вена) или с атрибутами своего ремесла – с кистями и палитрой (1660, Лувр, Париж; 1665, Кенвуд-хаус, Лондон).

Многие живописцы в подобных «автопортретах профессии» прежде всего утверждали роль своего труда, величие художника-творца, но Рембрандт сумел рассказать о своем акте творчества столь психологически глубоко и многогранно, как никто другой. С мастерством живописца XVII столетия, все более разносторонне познающего реальность, он показал неразрывную связь образа художника и образа человека в процессе творчества. Глядя на «автопортреты профессии» Рембрандта, понимаешь, что именно те профессиональный опыт и моральная высота, которыми обладал гениальный голландский живописец, были основой присущего ему художественного восприятия мира.

Образы не столь широкого обобщения, а раскрывающие какую-то одну определенную грань личности художника, передающие определенную эмоциональную ситуацию, созданы Рембрандтом в Автопортрете (1669, Музей Вальраф-Ри-харц, Кёльн) и в Автопортрете в образе апостола Павла (1661). На первом Рембрандт изобразил себя с лицом, искаженным старческим весельем, на втором – с атрибутами библейского персонажа, указывающими на связь характеров самой модели и апостола. Это уже, скорее, не автопортреты, а попытка представить себя в некой роли, раскрыв какую-то своеобразную черту характера.

Тяжело пережив смерть Хендрикье в 1663 году и кончину Титуса в 1668 году, Рембрандт остался с маленькой дочерью Корнелией и с всегда внимательным к нему учеником Артом де Гельдером. В его мастерской стояли оставленные здесь самим художником полотна Блудный сын, Еврейская невеста и написанная около 1669 года картина Семейный портрет, где была изображена вдова Титуса Магдалена ван Лоо с маленькой дочерью Тицией, возможно, Корнелия и родственник Магдалены с сыном – самые близкие Рембрандту люди. Исполненная в традиции голландского группового портрета, эта картина многое раскрывает в душевном состоянии Рембрандта в последний год его жизни. В ней, как всегда в его произведениях, выражены его непосредственные переживания.

Четвертого октября 1669 года Рембрандт Харменс ван Рейн скончался и согласно записи в церковной книге был похоронен по разряду для бедных в числе других шестнадцати граждан Амстердама. Эта запись в церковной книге Вестеркирхе гласила: «Во вторник, восьмого октября 1669 года погребен ван Рейн, художник с Розенграхт, напротив Домхофа…». Кончина Рембрандта осталась незамеченной современниками, и последние годы его одинокой жизни не были окружены почестями. Лишь спустя столетия человечество по достоинству оценило наследие этого гениального голландского художника, который поведал людям о том, что человек – это личность и своим великим искусством и примером своей жизни призвал их учиться человечности.

Творчество художника (начало).
Творчество художника (продолжение 1).
Творчество художника (продолжение 2).
Творчество художника (продолжение 3).
Творчество художника (продолжение 4).
Творчество художника (продолжение 5).
Творчество художника (продолжение 6).
Творчество художника (продолжение 7).
Творчество художника (окончание).

Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

На страницу художника: Рембрандт Харменс ван Рейн (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: голландские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru