Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Творчество художника (продолжение 6)

В 1661 году Рембрандт был приглашен Городским советом украшать Новую ратушу Амстердама. Этот большой официальный заказ, как и полотно Ночной дозор, тем не менее, не принес ему творческого удовлетворения. Сюжеты картин для украшения Зала совета ратуши и окружающей его галереи были взяты из национальной истории. Были приглашены для работы также голландские художники Фердинанд Бол, Говерт Флинк, Ян Ливенс и, возможно, Томас де Кейсер. Программой росписей руководил, по-видимому, Иост ван Вондель. Говарду Флинку было поручено исполнение всех сюжетов для галереи ратуши, но художник вскоре скончался, и тогда написание полотна Заговор Юлиуса Цивилиса (1661) было заказано Рембрандту. Он создал огромное по размеру полотно. Впоследствии оно, однако, было обрезано, и осталась лишь его средняя часть, а также сохранившийся рисунок (Государственное баварское собрание картин, Мюнхен), позволяющий судить о первоначальном замысле. Рембрандт представил на картине сцену из истории восстания батавов против римлян, описанную древнеримским историком Тацитом. Это германское племя жило в древности на территории Нидерландов. Он изобразил батавов приносящими клятву верности на мечах своему вождю Юлиусу Цивилису. Рембрандт создал подлинно историческое полотно, соотнеся эпизод из древней истории с современностью, прославив в своей картине героическую борьбу народа Голландии против испанских завоевателей. Это одно из самых монументальных произведений художника. Выразительный прием, который Рембрандт использовал в своих поздних работах (например, в картине Артаксеркс, Аман и Эсфирь, ок. 1660),– размещение сидящих фигур почти у нижнего края холста – придает всем персонажам величественность, а всей сцене торжественность. Этому способствует и красочная гамма полотна, строящаяся на переливах серебрящихся в потоке света оттенков коричневого, зеленого и желтого цветов. К сожалению, судьба картины Ночной дозор постигла и это произведение. Заказчики потребовали его переделки. Вондель вообще полагал, что манера Рембрандта не соответствует характеру украшения главного здания города. В конце концов, заказ был передан Юриану Овенсу, малоодаренному художнику, возможно, даже учившемуся у Рембрандта.

Психологическая выразительность образов всегда была главной для Рембрандта. В полотне Артаксеркс, Аман и Эсфирь он вновь избирает сюжет, позволяющий наиболее ярко показать противостояние самых разных человеческих характеров и чувств. Жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь раскрыла заговор его визиря Амана, задумавшего истребить иудейский народ. Три персонажа представлены во время пира, устроенного Эсфирью, на котором она разоблачает коварство Амана и просит царя защитить ее народ. Излюбленные Рембрандтом аксессуары восточного быта имеют здесь не просто живописное, но и образное значение в передаче сюжета. Золотящиеся в потоке света мантия Эсфири и красочное восточное одеяние Артаксеркса выделяют их фигуры, олицетворяющие справедливость, на темном фоне, с которым почти слита фигура Амана, воплощающая коварство и зло.

1650-1660-е годы – период величайших творческих достижений Рембрандта. За эти два десятилетия он создал несколько сюжетных произведений, но особенно много работал в жанре портрета. Его вновь и вновь привлекали человеческая индивидуальность, постижение внутреннего мира человека в момент внутренних душевных изменений. В 1650-е годы Рембрандт создал серию портретов стариков и старух, а также своих близких – Хендрикье Стоффельс и Титуса, большое количество автопортретов, которых среди его работ насчитывается около сотни. Колористическое разнообразие его ранних работ сменяется в произведениях этого времени более строгой гаммой цветов, в которой доминируют коричневый, черный, красный, желтый и зеленый. Но поиск тональных отношений и эффектов освещения становится более заметным. Открытый мазок обретает пастозность, особую силу и свободу, а само его наложение – разнообразие. В результате этих живописных приемов цвет наделяется большей сложностью и глубиной, а построение объемной формы – монументальностью. Рембрандт в эти годы гораздо дольше работал над каждой из своих картин. В ходе этих сложных колористических поисков рождалась необычайно красивая живопись «позднего Рембрандта», покоряющая своей серебристой строгой и благородной цветовой гаммой. Поздняя манера художника в науке получила название «грубой», так как в ней теперь доминировала не виртуозная легкость, а кропотливый расчет, а сами приемы стали более свободными и разнообразными.

Творчество художника (начало).
Творчество художника (продолжение 1).
Творчество художника (продолжение 2).
Творчество художника (продолжение 3).
Творчество художника (продолжение 4).
Творчество художника (продолжение 5).
Творчество художника (продолжение 6).
Творчество художника (продолжение 7).
Творчество художника (окончание).

Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

На страницу художника: Рембрандт Харменс ван Рейн (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: голландские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru