Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Творчество художника (продолжение 3)

В Амстердаме в 1630-е годы Рембрандт считался уже ведущим портретистом, что позволяло ему хорошо зарабатывать на жизнь. Он писал портреты знатных горожан, священников, ученых, торговцев, так как Амстердам в это время был городом процветающих торговли и науки. Ему платили за портрет от 50 до 500 гульденов. Все портретируемые выглядят очень импозантно в несколько театрализованных головных уборах (Портрет мужчины в берете с пером, ок. 1630; Портрет мужчины в высокой шляпе, ок. 1630, Художественный институт, Чикаго), в красочных восточных одеяниях (Портрет мужчины в восточном костюме, 1633), традиционных женских нарядах – темных платьях с белыми накрахмаленными кружевными или плиссированными воротничками (Портрет Марии Трип, 1639, Рейксмузеум, Амстердам). Часто Рембрандт изображает портретируемых в интерьере, с тщательностью голландского живописца выписывая добротную обстановку комнат (Портрет мужчины за конторкой, 1631, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), сцены тихого и уютного благополучия горожан, радующихся миру, наступившему на их земле (Портрет Корнелиса Класса Анслоо и его жены, 1641).

Еще больше заказов на портреты появилось у художника после его полотна Урок анатомии доктора Тюльпа (1632). Оно было написано для хирурга Николаса Петерса – доктора Тюльпа, пожелавшего быть изображенным среди слушателей лекций, которые он читал раз в год для молодых хирургов. Рембрандт создал групповой портрет, жанр которого был распространен в Голландии еще в XVI – начале XVII века. Поэтому эта картина невольно вызвала у современников сравнение ее с полотнами харлемского художника Франса Халса и амстердамского портретиста Томаса де Кейсера. Рембрандт превратил групповой портрет в удивительно живо написанную сцену, очень правдиво и эмоционально охарактеризовав каждого ее участника: кто-то заглядывает в учебник по анатомии, кто-то сосредоточенно смотрит на руку мертвеца, на сухожилия которой скальпелем указывает хирург. Это полотно принесло Рембрандту большую известность в Амстердаме. Из корпорации хирургов оно попало в коллекцию короля Голландии Вильгельма I и уже оттуда в Маурицхейс в Гааге.

Крупной работой художника 1630-х годов явилась и серия из семи полотен Страсти Христа: Воздвижение креста (ок. 1633), Снятие с креста (ок. 1633), Вознесение Христа (1636), Поклонение пастухов, Положение во гроб, Воскресение Христа и несохрани-вшееся Обрезание Христа (все – ок. 1633-1636, Старая пинакотека, Мюнхен), которые, как упоминалось ранее, были заказаны для герцога Оранского. По-видимому, Рембрандт по гравюрам знал произведения Рубенса, исполненные им для собора в Антверпене,– Снятие с креста и Воздвижение креста (1610-1612). Однако, в отличие от великого фламандца, он не стремился создать такие же патетически-возвышенные барочные композиции. Его персонажи менее героизированы, более правдоподобны, их реакция на происходящие в жизни Христа трагические события внешне менее эмоциональна, но каждый из них полон глубоких, потаенных душевных переживаний. Среди них образы простолюдинов, напоминающие рембрандтовских нищих калек, крестьян, и персонажи, одетые в богатые восточные одеяния, женщины, похожие на знатных горожанок. Созданные богатой фантазией художника сцены Воздвижение креста (ок. 1633), Снятие с креста (ок. 1633), Вознесение Христа (1636) пронизаны единым драматическим настроем. «Божественное» и «человеческое» сближены здесь с рембрандтовской психологической остротой, позволяющей показать нравственный смысл подвига Спасителя и его воздействие на окружающих персонажей, среди которых не только евангельские герои, но и просто люди.

Темы Священного Писания в период 1630-1650-х годов занимали главное место в творчестве Рембрандта. В каждом сюжете он пытался раскрыть и донести до зрителя смысл вечных ценностей – любви, чести, долга, верности. В каждой из его картин находили отражение и личные переживания художника. В его жизни за эти три десятилетия произошли большие изменения. Скончались мать, сестра Лисбет, брат-калека Геррит, бремя ухода за которыми все последние годы нес брат Адриан. Живя на широкую ногу, увлекаясь собиранием произведений искусства и не сильно разбираясь в финансовых делах, Рембрандт затянул с окончательной выплатой за дом. Выросшие проценты сделали невозможным погашение всей суммы по закладной. И в мае 1639 года он был вынужден перебраться с семьей из дома на Ньеве Доеленстрат в более скромное жилище и подписать контракт на приобретение имения, именуемого в дальнейшем «Дом Рембрандта» в квартале Синт Антонист Бреестрате. Но самым тяжелым ударом в 1642 году стала для него скоропостижная смерть Саскии от воспаления легких. Он остался один с годовалым сыном Титусом, в воспитании которого ему помогала некая Гертье Диркс, немолодая вдова, в прошлом деревенская повивальная бабка, прислуживавшая Саскии. Влюбленная в Рембрандта, она мечтала стать его женой и даже подала в суд иск о нарушении им якобы данного ей обещания жениться на ней. Когда в доме Рембрандта в конце 1640-х годов появилась красивая молодая служанка Хендрикье Стоффельс, заболевшую от горя Гертье забрал в деревню ее брат. Вскоре Хендрикье стала хозяйкой в доме и заменила Титусу мать. У Рембрандта от нее в 1654 году родилась дочь, которую назвали Корнелией.

Семейство Эйленбюрх отпускало Рембрандту деньги, оставленные по завещанию Саскией, лишь на воспитание Титуса. Городской совет несколько отсрочил выплату за дом на Ньеве Доеленстрат, но летом 1656 года он был все же продан, а осенью того же года состоялась распродажа вещей и коллекции художника. В это трудное время Рембрандту помогал Ян Ливенс, друг его юности, сделавший карьеру и работавший по протекции Константена Хейгенса при дворе английского короля Карла I. Некоторое время Рембрандт был вынужден жить с семьей в меблированных комнатах, прежде чем уже повзрослевший Титус нашел для семьи еще один новый более дешевый дом в менее респектабельном квартале Амстердама – Розенграхт.

От всех жизненных невзгод Рембрандта всегда спасало творчество, кроме того, у него всегда было несколько учеников. Его полотна 1630-1640-х годов на сюжеты из Священного Писания отразили всю глубину личных переживаний художника – смерть самых близких ему людей, ранимость от непростых человеческих взаимоотношений, желание вновь обрести домашнее тепло и уют, силу работать.

В полотне Принесение во храм (1631), подобно другим мастерам барокко, Рембрандт изображал сильный поток света, тем самым выделяя центральную сцену. Чудесным светом озаряется пространство под сводами величественного храма, в котором Мария и Иосиф вручают младенца Христа старцу Симеону и стоящей рядом с ним пророчице Анне. Мария и Иосиф представлены в одежде голландских крестьян, а рядом с ними стоят наблюдающие сцену нищие и бродяги. И лишь свет, окружающий мерцанием всех персонажей, придает сцене величественность.

Возможно, после тяжелых переживаний в связи со смертью сына, названного Рембрандтом и Саскией Ромбаутсом, было написано полотно Жертвоприношение Исаака (1635). Бог пожелал испытать художника, подобно библейскому патриарху Аврааму, но в жизни чудо не свершилось. Рембрандт изобразил заключительный момент драмы, когда Авраам услышал голос свыше, который велел ему принести в жертву сына Исаака, и патриарх приготовился беспрекословно сделать это. Но по приказу Бога с неба слетел ангел, остановивший руку отца с кинжалом. Сильный поток света выделяет руку ангела и изумленное лицо Авраама, роняющего кинжал, подчеркивая последовательность развития действия в картине и усиливая драматизм всей сцены.

С событиями из личной жизни художника, возможно, связано и его частое обращение к изображению Святого Семейства (1635; 1645; 1646, Галерея старых мастеров, Кассель). Согласно Евангелию, Дева Мария, Иосиф-плотник и их сын, нареченный Иисусом, что означает Спаситель, не найдя места в переполненном жителями Вифлееме и не имея средств оплатить гостиницу, вынуждены были устроиться в хлеву. Рембрандт не фиксирует внимание на написании предметов интерьера. Можно предположить, что сцена происходит в хлеву или в доме голландских крестьян. Художник прежде всего подчеркивает «земной» характер этой семьи, взаимную любовь и единство персонажей. Иосиф во всех вариантах картины изображен трогательно внимательным к молодой матери и лежащему у нее на коленях или спящему в колыбели младенцу. Мягкий свет сразу охватывает фигуры всех персонажей, тем самым символизируя их единение. Жизненно правдивая семейная сцена, тем не менее, воспринимается как некое чудесное явление, которое прежде всего заключено в образе младенца Христа, призванного своим приходом в мир преобразовать его своими деяниями.

Над образом Христа Рембрандт работал долго, искал для него подходящие модели с выразительными лицами в еврейском районе Амстердама, расположенном около квартала Синт Антонис Бреестрате (Голова Христа, ок. 1655). В картине Явление Христа Марии Магдалине (1638) Христос олицетворяет человечность, а в полотне Неверие Фомы (1634) – победу веры над неверием тех, кто сомневается в его воскресении. Лик Христа Рембрандт часто писал в озарении лучей света, как, например, в полотнах Неверие Фомы или Христос в Эммаусе (1648). Драматические сюжеты из жизни Спасителя в 1640-1650-е годы он, возможно, соотносил с драмой своей жизни, с разорением и последовавшей за этим нищетой, которые тяжело переживал.

Сцены из евангельских притч в полотне Притча о работниках на винограднике (1637) и офорте Добрый самаритянин (1633) трактованы с большой психологической глубиной и определенностью в характеристике персонажей. Не случайно И. В. Гёте так восхищался офортом Добрый самаритянин в статье Рембрандт-мыслитель, он отмечал жизненность образов героев, великолепное техническое мастерство художника в передаче света и воздуха (О Рембрандте, М.-Л., 1936, с. 21). Жизненно правдивая сцена в отношениях между работниками и несправедливым в расчете с ними хозяином представлена на полотне Притча о работниках на винограднике. Существует гипотеза, что художник мог вдохновиться сюжетом этой евангельской притчи в связи с современными событиями – забастовками текстильщиков в Лейдене в 1636-1637 годах (Ю. Кузнецов. Картина Рембрандта «Притча о работниках на винограднике». – Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1961, т. VI, с. 9). А в полотнах Ослепление Самсона филистимлянами (1636), Пир Валтасара (1630-е), Встреча Давида и Ионафана (1642) избранные Рембрандтом библейские сюжеты повествуют прежде всего о драматизме отношений между людьми, о человеческих качествах, которые проявляются в исключительные моменты. Жестокость и коварство осуждаются в полотне Ослепление Самсона филистимлянами в образе его возлюбленной Далилы. Она предала Самсона, выдав врагам секрет его силы, заключенный в волосах, благодаря чему они смогли ослепить героя. Наказуемость жадности и других пороков неизбежна – об этом повествует полотно Пир Валтасара. С ужасом и гневом взирает вавилонский царь Валтасар на кабалистические знаки, появившиеся на стене во время пира: «мене мене текел упарсин». «Годы твои сочтены, а царство твое разделено между мидянами и персами»,– гласят они. Эта кара предназначена Валтасару за деяния его отца Навуходоносора, ограбившего Иерусалимский храм. А на картине Встреча Давида и Ионафана изображена сцена прощания Давида и сына царя Саула Ионафана. В юности Давид был пастухом, и царь Саул, приблизив его к себе, взял в свой дворец. Но однажды, разгневавшись на Давида, Саул приказал убить его. Ионафан, преданно любивший Давида, решил помочь ему бежать из дворца и отдал свою одежду. Это полотно повествует о человеческой дружбе и верности. Величественно выглядят фигуры Давида в роскошном одеянии царевича и прильнувшего к нему Ионафана на фоне озаренного светом пейзажа с дворцом царя Саула вдали. Пристрастие художника к аксессуарам восточного костюма проявилось здесь в красочном написании тканей, драгоценностей, оружия.

Творчество художника (начало).
Творчество художника (продолжение 1).
Творчество художника (продолжение 2).
Творчество художника (продолжение 3).
Творчество художника (продолжение 4).
Творчество художника (продолжение 5).
Творчество художника (продолжение 6).
Творчество художника (продолжение 7).
Творчество художника (окончание).

Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

На страницу художника: Рембрандт Харменс ван Рейн (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: голландские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru