Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий ДмитриевичПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Санкт-Петербург – 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово, Тульская область], российский живописец, график, сценограф, композитор; академик (1876), профессор (1892), действительный член (1893) петербуржской Академии Художеств (в 1905 вышел из состава Академии Художеств в знак протеста против расстрела демонстрации 9.1.1905), народный художник Республики (1926). Из рода Поленовых, правнук Н. А. Львова, брат Е. Д. Поленовой. В 1859–1861 брал уроки живописи и рисования у П. П. Чистякова и Ф. И. Иордана, в 1864 – у И. Н. Крамского. Учился на физико-математическом и юридическом факультетах Санкт-Петербургского университета (1863–1872), одновременно в петербуржской Академии Художеств (вольнослушатель, 1863–1871) у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа. В 1871 (одновременно с И. Е. Репиным) за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» (Музей Российской Академии Художеств, Санкт-Петербург) получил большую золотую медаль. Пенсионер Академии Художеств в Италии, Франции и Германии (1872–1876; жил преимущественно в Париже). В 1876 в составе русской добровольческой армии участвовал в боевых действиях Сербии и Черногории против турецких войск (сделанные им зарисовки послужили иллюстрациями к его «Дневнику русского добровольца», 1877); как художник-корреспондент был на болгарском фронте русско-турецкой войны 1877–1878.

Ранние историко-бытовые картины Поленова созданы в духе «бытового академизма» («Право господина», 1874, Государственная Третьяковская галерея). Под впечатлением от живописцев барбизонской школы и первых выставок импрессионистов в Париже стал изучать проблемы световоздушной среды (пейзажи-этюды «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия», «Старые ворота. Вёль», оба – 1874, Государственная Третьяковская галерея, и другие). По возвращении в Москву (1877) стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878), Московского общества любителей художеств (с 1879), Московского товарищества художников (с 1894), участник Абрамцевского художественного кружка. В своих элегических, колористически утончённых пейзажах поэтизировал «сельский уклад» жизни старой столицы («Московский дворик», «Бабушкин сад», оба – 1878, Государственная Третьяковская галерея); писал также многочисленные виды Абрамцева. «Интимный пейзаж» Поленова стал самым ранним опытом в русской живописи обращения к пленэру; он повлиял на формирование творческого почерка многих его учеников, также раннего В. А. Серова. Заинтересовавшись народным искусством и русской историей, исполнил ряд натурных этюдов древней архитектуры Московского Кремля (1877; большей частью в Государственной Третьяковской галерее). Совместно с В. М. Васнецовым создал проект абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного (1881–1882) – самого раннего сооружения в неорусском стиле, написал иконы «Спас Нерукотворный», помещённую над входом в храм, и «Благовещение» (обе 1882) для царских врат, выполнил эскизы для церковной утвари. В Абрамцеве Поленов впервые обратился к театру – участвовал в любительских спектаклях в качестве художника («Алая роза» С. И. Мамонтова, 1883, и другие), также композитора и режиссёра; работал в керамической мастерской. В Частной русской опере С. И. Мамонтова оформил спектакли «Фауст» Ш. Гуно (1884), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1897) и другие, в которых предвосхитил многие новации театрально-декорационного искусства мастеров «Мира искусства».

В 1881–1882 Поленов посетил Константинополь, Палестину, Сирию и Египет; зимой 1883–1884 жил в Риме. Исполнил многочисленные пленэрные этюды и наброски (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей) к масштабному полотну «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888, Государственный Русский музей), замысел которого возник ещё в 1867, а также для других картин [«На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888, Государственная Третьяковская галерея]. Этическая проблематика картины «Христос и грешница», в которой показано противостояние толпы и Христа, вызвала горячие споры современников (по требованию Синода картина едва была не снята с экспозиции 15-й передвижной выставки, поскольку Христос изображён без нимба). В 1899 Поленов снова отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной философской евангельской серии «Из жизни Христа» (1890–1900-е годы; свыше 60 картин), которую считал «главным делом» своей жизни.

В 1890 Поленов построил усадьбу Борок в Тульской губернии, на берегу Оки, где возвёл по собственным проектам дом, художественную мастерскую («Аббатство»), церковь Святой Троицы в селе Бёхово (1904–1906), создал народный театр для крестьян и другое (ныне усадьба превращена в музей); продолжал писать «пейзажи настроения» («Осень в Абрамцеве», 1890, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова; «Ранний снег», 1891, Государственная Третьяковская галерея), близкие по духу И. И. Левитану. В 1914 в Москве была устроена выставка серии картин «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненных в 1-й мировой войне. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882–1895); среди учеников – Левитан, К. А. Коровин, А. Я. Головин, И. С. Остроухов, С. В. Иванов, Л. О. Пастернак, С. А. Виноградов, А. Е. Архипов.

Поленов с детства занимался музыкой. Увлекался пением крестьян, записывал народные песни. На развитие его музыкального дарования существенное влияние оказали оперы Р. Вагнера (слушал их в Германии), общение с П. Виардо-Гарсия и И. С. Тургеневым в Париже, с С. И. Мамонтовым и Ф. И. Шаляпиным в Москве. В 1906 в Большом зале Московской консерватории силами любителей исполнена опера П. «Призраки Эллады» (либретто Мамонтова). С 1910 вёл просветитительскую деятельность в области народного театра, был организатором и руководителем Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров; в 1915–1916 по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве дом для этой Секции [с 1921 Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом»)].

Литература: Лясковская О. А. В. Д. Поленов (анализ творчества). М., 1946; Успенский В. В. Д. Поленов и музыка // Советская музыка. 1948. № 7; В. Д. Поленов: Письма, дневники, воспоминания / Сост. Е. В. Сахарова. 2-е изд. М.; Л., 1950; Юрова Т. В. В. Д. Поленов. М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников / Сост. Е. В. Сахарова. М., 1964; Гусарова А. П. В. Д. Поленов. Л., 1965; В. Д. Поленов и его дом-музей: [Альбом]. М., 1967; Белоглазова Н. М. В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве. Л., 1980; В. Д. Поленов. (Кат. выставки). М., 1994; Пастон Э. В. В. Поленов. Жизнь и деятельность. М., 2007; Копшицер М. В. Д. Поленов. М., 2010.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2014. Т.26 - 767 с., ил.

Поленов Василий Дмитриевич (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 20. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1975. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru