Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Пиросманашвили Нико

Пиросманашвили НикоПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросманишвили, Пиросмани) Нико (Николай Асланович) [17.5(?).1862, село Мирзаани, Кахети – 7.4 или 5.5.1918, Тифлис], грузинский живописец. Родился в крестьянской семье. Оставшись сиротой, в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Будучи самоучкой, рано начал рисовать. Недолго обучался типографскому делу, пытался открыть вывесочную мастерскую, занимался торговлей (для своей молочной лавки в начале 1890-х годов написал 2 вывески). С середины 1890-х годов целиком посвятил себя живописи. Поселившись в привокзальном районе Тифлиса, вёл бродяжническую жизнь, исполняя многочисленные заказы – вывески для лавок, пивных, духанов, также настенные панно, портреты, роспись стёкол. Источниками вдохновения для Пиросманашвили служили как народное грузинское искусство, русский лубок, журнальные иллюстрации, фотографии, так и средневековая грузинская монументальная живопись, иконы, портреты так называемой тифлисской школы, иранские портреты 18 века. На основе столь разнородных влияний Пиросманашвили выработал свой неповторимый стиль и стал одним из крупнейших мастеров наивного искусства, завоевавшим посмертно всемирную известность. Работы Пиросманашвили написаны чаще всего на чёрной клеёнке (иногда на картоне), благодаря чему многие из них имеют тёмный фон, придающий некоторую суровость изображённым сценам. Кажущаяся простота художественного языка Пиросманашвили обманчива: «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, – великолепны» (М. Ф. Ларионов). Работы Пиросманашвили отмечены лаконизмом колорита (обычно использовал звучный аккорд нескольких пятен локального цвета), экономностью рисунка, обобщающего форму, статичностью композиции и внутренней сосредоточенностью изображаемых персонажей; даже природа, часто присутствующая в его картинах, наделена «знаковым» смыслом и порой кажется ирреальной. Сюжеты из обыденной жизни у Пиросманашвили неизменно преображены его личным ви́дением: дружеские застолья, или «кутежи» («Пасхальный кутёж», 1906; «Кутёж трёх князей на лужайке», оба – Музей искусств Грузии, Тбилиси; «Друзья Бегоса», 1910-е годы, Музей искусства народов Востока, Москва, и другие), картины-панорамы [в том числе «Сбор винограда», «Кахетинский эпос» («Алазанская долина»), «Праздник святого Георгия в Болниси»]. Писал пейзажи («Батуми», «Охота и вид на Чёрное море», 1912; все – Музей искусств Грузии), натюрморты, портреты – как реальных людей [А. Гаранова (1906), «Актриса Маргарита» (1909; оба – Музей искусств Грузии), И. М. Зданевича (1913)], так и безымянные портреты-типы [«Дворник», «Женщина с кружкой пива», «Рыбак в красной рубашке», «Грузинка с бубном» (1906), «Миланер без детный и Бедная с детами» (авторская надпись на картине)]; часто изображал животных («это друзья моего сердца»), наделяя их почти портретным психологизмом. В целом творчество Пиросманашвили, «эпически монументальное» (Г. Б. Якулов), даёт удивительно цельное и яркое представление о национальном духе грузинского народа, его жизни, родной природе.

В «открытии» искусства Пиросманашвили важную роль сыграли братья И. М. и К. М. Зданевич и М. В. Ледантю, которые познакомились с художником в Тифлисе в 1912 и организовали показ его работ в Москве (в рамках выставки «Мишень», 1913). Тогда же о творчестве Пиросманашвили появился ряд статей в тифлисских газетах и началось коллекционирование его произведений, что никак не отразилось на финансовом положении художника, умершего в нищете. Интерес к творчеству Пиросманашвили совпал с увлечением мастеров авангардизма искусством примитива; художника высоко ценили столь разные мастера, как русские авангардисты и П. Пикассо. Его жизни и творчеству посвящены несколько фильмов (в том числе документальный – «Пиросмани», 1970, режиссер Г. Н. Шенгелая; игровой – «Арабески на тему Пиросмани», 1986, режиссер С. И. Параджанов), спектакли («Пиросмани, Пиросмани» по пьесе «Праздник одиночества» В. Н. Коростылёва, 1981, режиссер Э. Некрошюс). В 1982 в селе Мирзаани открыт Дом-музей художника.

Литература: Н. Пиросманишвили. Тифлис, 1926; Симонов К. О Н. Пиросманишвили // Творчество. 1963. № 5; Зданевич К. М. Н. Пиросманишвили. М., 1964; Буачидзе Г. Пиросмани, или Прогулка оленя. Тб., 1981; Каменский А. Н. Пиросмани. Л., 1985; Кузнецов Э. Д. Пиросмани. Избранные произведения. М., 1986; Н. Пиросманишвили. (Кат. выставки). М., 1986; Стригалев А. Кем, когда и как была открыта живопись Н. А. Пиросманашвили? // Панорама искусств. М., 1989. Вып. 12; Н. Пиросманишвили: Материалы научной конференции 1986 г. М., 1992; Богемская К. Н. Пиросмани. М., 2002.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2014. Т.26 - 767 с., ил.

Пиросманашвили Нико (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1856-1870;

Художники по странам: грузинские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru